«…Да саўгаса «Сосны»
Па балоце — рэйкі,—
Гэта ад камуны
Йдзе вузкакалейка
Правялі ударна
Па даўгім абшары
Зімою мінулай
Яе камунары…»
Якуб Колас
Историческая справка
Место действия — Полесье. Район рядом с довоенной границей с Польшей.
Время — 1930-е годы, годы активной мелиорации огромных полесских болот и подготовки к войне.
Видимо для этих целей и были предназначены 2 ветки, соединяющие основные магистрали Минск-Гомель, Гомель-Брест
Первая «бывшая железка» Уречье — Любань – Сосны – Ветчин — Старушки таинственная. Строилась фрагментами. На довоенных картах прорисована частично.
Точно известно (документы из фондов Любаньского музея), что немцы во время оккупации занимались ее ремонтом (восстановлением после диверсий партизан) на всем протяжении и полностью восстановить движение по этой ж/д ветке им удалось к концу мая 1944 г.
На тот момент колея была широкая, поскольку ходил немецкий бронепоезд:
«Па чыгунцы бесперапынна рухаліся браняпоезд з бронепляцоўкай з зянітнымі ўстаноўкамі і шасцю броневагонамі і дзве бронедрызіны. З.А.Ашуйка, жыхарка в. Шыпілавічы, успамінае пра тыя дні: «Немцы ўжо адступалі. Праз вёску па чыгунцы хадзіў нямецкі браняпоезд. Аднойчы ён адкрыў агонь па вёсцы. Стралялі кулямі і снарадамі. У адзін момант наша вуліца ператварылася ў адзін пылаючы факел. Гэта было жудасна: крыкі, плач, узрывы снарадаў і агонь. Ніхто не ратаваў сваё дабро, усе ратаваліся самі».
Касательно второй ветки — Старушки – Рабкор (и далее Бобруйск) разночтений нет — ширококолейная рокадная военная дорога, построена в 31 году.
Обе «железки» разрушены во время ВОВ – что не партизанами, так отступающими немцами.
Обе после войны были частично восстановлены — первая на участке Ветчин-Старушки, разобрана в 1998-2001,
вторая – на участке Рабкор Бобруйск, действует до сих пор, на маленьком дизельном поезде по ней и уехали.
На сим хватит истории, если где ошибся и неточен — не судите строго. Поехали!
День первый
Стартовали из Минска в 6 утра.
4 часа в электричке и дизеле – кому «скомканные», а кто и выспаться успел.
По пути застали розовый рассвет — прямо не верилось, что чистое небо «показали»
Но на старте (станция Уречье) все как должно быть в бесснежном январе — туманно, серо и грязно.
Погнали в направлении Любанского водохранилища. Разбитые колеи в окрестностях танковой части в полной мере соответствуют унылой погоде и утреннему нестоянию..



речка Талица
Но если едешь, куда-нибудь да приедешь.
В новое место, а если повезет и в новое состояние духа)
Сначала исправились дороги – пошли скоростные боровые.
Потом погода – как доехали до Любаньского водохранилища, солнце выглянуло, небо засинело Пусть местами и кратковремено, но для нынешнего белорусского января уже достижение.
Лед переливается, дымчатые дали манят, тростник подсыхает, тоже поблескивает бронозой … – не то, чтобы феерия красок, но глаз радуется.
А когда глаз радуется — и настрой вверх!
Или наоборот — кто знает, как это работает..
Лед на удивление ходибелен — проверил лично, но потрескивает неприятно и у берега закраины, точно не для коньков, увы.



Любаньское водохранилище
Перед асфальтовым перегоном по полям за Любанью — кофе-пауза на заправке.
«…Добродушная заправщица, эдакая «Королева бензоколонки»согрела нас своим вниманием и гостеприимством…. Дальше 35 км «удовольствия» нахождения в аэротрубе…»
Из эссе Панина
Сильный южный ветер, конечно же встречный), «выдувает» остатки зимы, пытается нас остановить, Спасительный лес «завис» на горизонте.
В данном случае компания выручает. Можно «повисеть» на колесе коллеги (графа Панина). Что-нибудь насущное обсудить. Подождать девочек (Алену с Шерри). Чуть- чуть подождать, поскольку они особо и не отстают
В общем, отвлечься от желанной цели…, а там она и сама незаметно приблизится, в виде плотной опушки, за стеной которой перекусили и погрелись у костра.
Массив леса немелкий — хороший лесной кусок Белорусского Полесья! Как бы его географически привязать… скажем, с запада — озеро Червоное, с востока — река Птичь, с юга — Припять.
Впрочем, не суть, главное — ветру нас тут не достать.
«Достать» могли бы пески, кусты и лесовозные колеи, но они тут в разумных пределах.
р. Арэса


Что-то до сих пор ни разу не прозвучало в рассказе слово «железка» или дамба.
А потому что их не было — всю светлую часть первого дня «железке» следовали формально (плюс минус 10 км в стороны)) Т.к. перегоны Уречье – Любань – Сосны практически не сохранились на местности.
До четко читаемой станции Ветчин доехали в 6 вечера, уже в темноте.
Тут остался пустырь и пара каменных сараев. А козловых кранов, что еще видны на спутнике, уже нет. Для любителей индустриального туризма — разочарование, нам с Шерри — все равно.
Остался финишный бросок.
Кусочек лесной дороги с ощутимыми буграми похороненных шпал.
Объезд заваленного куска в километр. Затем «хайвэй» свежей лесной дороги, проложенной прямо по насыпи. Ровная, твердая, близкая к горизонтали.
Лететь в темноте по ней — самое то, даже второе дыхание открылось.
Вдоль дороги — технические водоемчики — пожарные? Довольно прозрачная вода в песчаный берегах.
На одном из них и встали на ночь, догнав километраж до красивой сотки.
Сосенки, мох, песок. Дуб с бортней чуть не над головами.
Костер для уюта и согрева, горелка для готовки, тентик в качестве символической крыши.
Перед сном взглянуть на небо. Без костра и фонаря — очень много звезд.
Закрыл глаза. Через полчаса открыл, потому что капли на лицо. Упс, уже все затянуто, моросит.
Ну и ладно — «переполз» под тент.
Зато тепло — ощутимый плюс.
![]() |
![]() |
![]() |
День 2
Алена ответственная за подъем, растолкала всех в начале по 8го, в темноте еще.
В пол девятого выехали под моросящим дождиком в рассветную серость.
До бывшей узловой станции Старушки, совсем пустынной – около 10 км по упомянутому хайвею.
Отметились на ней и повернули на ветку Старушки-Рабкор.
Тут будет все строго по насыпи (за редким исключением, когда она совсем завалена)
Даже, где она Птичь пересекает.
И пофиг, что моста нет.
Зато есть пакрафт в моем рюкзаке, и не зря Панин удивляет всех торчащими по бокам рюкзака веслами)
Но это я зачем-то вперед забегаю. Похвастаться, видимо, хочу. Я ж эту переправу уже давно в уме держу! Наконец, гештальт закрою…
Насыпь аккуратна, дорожки на ней в меру укатаны, устланы хвоей или прелой листвой.
Заросшие, заваленные куски, конечно есть, даже бродик-переходик канала по бобровой полтине.
Но это все к лучшему — 70 км «прекрасного лесного тоннеля» это был бы перебор.
Тоннели эти — один из любимых моих фотосюжетов.
Разрезают мшистый бор или голый лиственный лес пополам, «вкусно» уходят в дымку… В дымке тают цветные куртки коллег.
И вроде не так все и серо, как казалось утром. Или пусть серо, но приятно и стильно серо.
В общем на месте — вполне себе. А для отчета фотки телефон раскрасит)
![]() |
![]() |
Из культурных POI на железке – крупная деревня Новое Село.
Там само собой магазин, мемориал на тему ВОВ — это тоже не редкость.
А вот скульптура «мужик-киборг с тачкой с кирпичами» – поставила всех в тупик.
Но эта населенка единична.
За ней «лесные тоннели» продолжились, даже глуше стали.
Даже и не тоннели.., а «склад» поваленных деревьев порой.
Очень «вовремя» — так можно и на дизель из Рабкора не успеть..
Кто знает, сколько уйдет на переправу? Птичь в районе дамбы под 100 метров, технология с применением нитки для возвращения лодки не «обкатана» для таких расстояний.
Решили с Паниным «рвать» вперед, надувать лодку и пробовать.
Там как раз и Алена как-нибудь подтянется.
Хоть чуть медленнее едет, зато уверенно, без остановок — как танчик.
Алена:
«…опять завалы, скорость снизилась, часики тикают, а поезд с Рабкора ждать не будет… Отпускаю ребят вперёд — налаживать переправу через Птичь, а тем временем и я постараюсь доползти…
Дамба до реки не дотягивается, уходит влево, а трек ведёт прямо через заболоченные кустарники. Что делсть то??????
Связи нет, пробую другие способы коммуникации — кричу: «Паааанин!»…..Тишина….. Набираю воздуха, и ору со всей дури «Пааааааанииин!»
Уфф, с нужного направления отзываются знакомые голоса.
— Как к вам пройти!!!!!???
Не с первого раза, но разобрала. Доехала по дороге до реки, по тропинке пошла вдоль воды.
Вижу какую-то лодку, протираю очки… не наша – деревянная(
Бреду дальше по берегу..
О! Ребята! Уже на противоположном берегу. Занимаются какими-то своими делами, за мной плыть не собираются(
А на моем берегу сидит рыбачек, за ним зачалена «надувнушка».
Стою в растерянности, а тут он оборачивается и молвит: «Это ваша лодка»…
Согласно инструкциям, прокрикиваемым Димой, погрузила сумки на дно, на деку закинула вел. Хлипко, съезжает. Зацепила рулём за деку, подвязала чалкой — вроде надёжно…Вроде..
Спускаюсь на воду, чувствую крен, пересела левее, баланс найден.
Гребу аккуратно, без резких движений…река широкая, лодченка малюсенькая, вода в январе не горячая)
Но как-то быстро догребла. Раз — и меня уже принимают, разгружают.
На бережку скоренько перекусили, и в путь.
Осталась ерунда — 10 км и 1,5 часа.
Трогаюсь последней — вел не едет(
Цепь закусило между рамой и передней звездой, достать сама не могу.
Кричу в удаляющуюся спину: «Паааанин»!
Дима вернулся, помог.
Не зря в клубе мокрозадых принято кричать «Пааанииин!»)))
Вот и я научилась)
На станции Рабкор заварили на горелке ещё чайка, через полчаса пришел на конечную дизелек, погрузились в тёплый вагон.
Велопутешествие окончено.
За два дня поехали 179 км, а Шерри их пробежала!!! Никогда не встречала таких выносливых и умных собак!
![]() |
![]() |
…обожаю, когда хвалят мою собаку)
Подытоживая от себя, скажу, что каждый от этой первой в 25 году покатушки получил, что хотел.
Мне с Шерри нужно было минимум асфальта, максимум леса, и, желательно, водная переправа.
Панину — все это, плюс историко-культурная составляющая.
Алене Пауниной – все это, плюс (польщу нам с Паниным) новая? интересная компания.
А вообще…на самом деле больше всего хотелось как-то разбавить, разбить этот невыносимо серый бесснежный январь, когда смотришь за окно — и ноль вдохновения.
Любым доступным способом.
Что и было сделано.
P.S.
В Бобруйске попрощались с Аленой — у неё билет на более ранний минский поезд.
С Паниным, чтоб скоротать 2 часа до следующего, отправились в гости к Ане Лапитской, в редакцию газеты BOBR.BY
Аня напоила чаями, накормила вкусняшками.
Пыталась нас и себя убедить, что нисколько не сожалеет, что не смогла поехать с нами.
Как журналистка и краевед, провела онлайн опрос коллег и оперативно выяснила,
что за загадочный «мужик с тачкой с камнями» стоит в Новом селе
«..Это скульптура была возведена в 1950-х, тогда же когда и мемориал «Погибшим и живым». Ее заказала местная школа для патриотического воспитания учащихся. Фигура рабочего вдохновлена романом «Как закалялась сталь». Местные называют ее «Павка Корчагин»…»
БОНУС
РУДЕНСК-УРЕЧЬЕ 01-02.02.25
Логичным продолжением стало веловыгуливание собаки в следующие выходные 1-2 февраля. Хоть ничего и не предвещало. В смысле, не предвещало, что я куда-либо поеду, и что финиширую именно в Уречье, приехав опять же по бывшей железной дороге, но с севера.
В субботу в 8 утра, как зазвонил будильник, лил крайне противный дождь.
Нафиг-нафиг, в особенности когда ты в 4 лег.
В следующий раз проснулся в 12.
Блин, нормальная погода. Серенько, но сухо. Блин, я что просрал выходные?
Ну-ка… Еще не все потеряно. Электричка через 40 минут!
Рюкзак собран с вечера, запрыгнул в одежду, понеслись на вокзал.
Минск-Руденск идет всего 40 минут — и мы на старте)
Из обязательного — отметится на знакомых местах
Дамба вдоль Птичи вполне соответствует моему описанию 9 летней давности.
Т.е. атмосферная и … пешеходная.
Особый интерес — поиск новой бобровой плотины для переправы через Титовку, старая заброшена, превратилась в остров. 500 метров верх по течению с велосипедом по изрытой бобрами пойме, с кочками и каналами, и 500 метров обратно к дамбе — это на любителя.
Зато пока возился — небо расчистилось, солнце расцветило всеобщую серость…
После порядком приевшегося «продирания», наконец, велосипедный перегон для озерца Темное. Черные тучи, из них яростная метель сечет , но в момент заката все прекращается, далее как по волшебству тихо и ясно.
Ничего себе, какая яркая погодка, как же хорошо что я сейчас не в 4ех стенах!
На озерце, точнее, на ближайшем, метрах в 50, к воде еловом «островке» , ночую.
Коврик вплотную к костру — распалил прямо под лежащей сосной, надолго жара хватит, неплохая книжка в колонке (Момент, Дуглас Кеннеди), треть тушки курицы, жареная в огне послойно).
Все как мы с Шерри любим.
На завтрак воскресенья — дорожка зажатая между Птичью и болотом-заказником Поречский мох.
Пешеходный кусочек в километр, далее глухая, но катабельная, потом прямо по берегу Птичи идет — в целом очень приятная.
Ездил по ней когда-то в сочном апреле, ни чета этому хмурому утру, рекомендую…
От деревни Поречье у меня расходилось обширное «дерево треков»)))
Типа «едь, куда глаза глядят» А куда ж они глядят?
Хотелось все-таки покататься, а не катить вел, и… какого-нибудь совершенства)
Пожалуй, станция Уречье, откуда в прошлые выходные стартовали на юг по одной бывшей «железке».
Финишировать на ней с севера по другой бывшей «железке» — это будет шедевр логистики и трекостроения!
Так и сделали, намотав в этот день по разнообразным дорогам 80 км.
Разведал по замысловатой траектории новый лесной массив, положил в копилку еще с десяток кадров пресловутых «лесных тоннелей» .
Ничего особо нового, но все же.. Кто молодец? — мы с Шерри молодец!
И награда проста и желанна. Себе литр пива в электричку — любое зайдет как бальзам, когда день не пьешь, а только потеешь. Шерри — кольцо ливерки … и крепкий сон на пару дней «без задних лап»)




Шпал дано нет, но грунт уплотнен по разному, соответственно, снег лег по разному)…
Шерри. 8ой год. За пару выходных — честных 300 км)
...........
P.S. Спасибо, как говорится, за внимание...
Если понравилось, можно подписаться на мой ТГ канал https://t.me/kir2003_site
Если, конечно, вы уже не там)
Также есть страничка в Контакте https://vk.com/id608851795
И даже в Фэйсбуке https://web.facebook.com/kirtikhom
Абзац добавлен автоматически, если по каким-либо причинам неуместен в данном тексте, приношу извинения.