Чумовой Новый год 2018 Оли Мамаджановой

Под редакцией kir2003. Оригинал — по ссылке.

Первый раз на крайнем севере я оказалась в 2013 году. Не благодаря, а вопреки…
Отменился поход с белорусской группой, в котором я планировала участвовать. Я проплакала крокодиловыми горькими слезами целых 15 минут, а потом зашла в интернет и запросто  нашла команду из Самары, идущую на Полярный Урал, которой не хватало участников.
Так я открыла для себя край, который не имеет краёв. И пропала….Если север запал в душу, — ничем его не вытравишь.

……

В июле 2017 года, когда я была в очередном походе в тех местах, на пути показалась белеющая пирамидка чума с закопченной вершинкой. Мы подошли поздороваться, и нас пригласили в пить чай…
В стойбище  были только дети и отец, мама уехала в посёлок. Я вошла в чум, а ребята остались беседовать с мужчинами на улице. И пока на печке  медленно и важно закипал огромный чайник, я знакомилось с кочевой жизнью, задавая вопросы девочкам. Было легко и просто.  Прощаясь, я спросила: «можно к вам приехать на Новый год?» — Ответили: «да».

……

И под песенку Умки “Никому не принадлежишь” Новый 2018 год я уехала встречать на Ямал в чум к семье Тысия. Так сложилось, что я могу себе это позволить…

……

В предновогодние дни погостила у друзей на 110 километре полярно-уральской железной дороги и остаток дороги до Лабытнанги  проехала  попутными снегоуборочными машинами. Это невероятное железнодорожное  путешествие  будет значить для меня не меньше, чем все последующие события…
Есть цикл фильмов «Россия из окна поезда», среди них — фильм «Полярный Урал»  Посмотрите!  Речь пойдёт о таких снегоуборочных путевых машинах, в кадре будет именно моя машина и именно мой экипаж!  Низко кланяюсь  людям, сочувствовавшим моей затее и помогавшим мне на протяжении всего пути.

Герб Салехарда Я ехала рядом с машинистом и периодически взрывала пространство протяжным гудком тепловоза. Впереди возвышался отвальный плуг, и счастью моему не было предела! Издалека неспешно приближается и дудит мой следующий промерзший железнодорожный  корабль. Он еще не знает, что на его борт скоро втащат мой рюкзак и меня. Водителем крылатой промерзшей машины с Соби до Лабытнанги был сам Дед Мороз! Что там оленями! — локомотивами управляет!  В ожидании отправления, одна сижу в кабине локомотива. Надо мной висят простые новогодние украшения, знакомые и любимые с детства, в печке гудит огонь, на улице ветер сыпет мерзлой крупой, вокруг Полярный Урал… Я далека от очередей в супермаркетах, предновогодней городской суеты, нарезания салатов…
Снегоочистительная путевая машина ежедневно очищает единственную веточку дороги от снежных наносов. Здесь её по-домашнему называют «Хозяйка». 

С Лабытнанги в Харсаим, по зимнику Оби,  меня завезли знакомые по прошлым путешествиям северяне. Там меня напоили чаем, потом одели в ненецкое платье, малицу и кисы, усадили на снегоход, и мы поехали к Татьяне и Ивану  в чум за 80 километров…

Ночь была морозной и ясной. Первую половину пути 27-градусный мороз за малицей и кисами не ощущался, лишь попозже холод нашел щели и просовывал ко мне свои морозные щупальца. Но выстудиться я не успела, в поселке  Зелёный Яр мы без приглашения ввалились в чей-то дружный хантыйский дом, где нас отогрели и напоили чаем…

И снова в путь. Я сидела в нартах, уютно спрятавшись за малицей.
Крупные  звёзды Большой медведицы вздрагивали в черном морозном небе. Небесная кастрюлька полной луны висела надо мной… Пространство растворяло меня.
Я чувствовала, что сбывается то, о чем мечтала, и благодарила за это неведомо кого..

В чуме ночью нас ждали все, с кем познакомилась летом: Лена, Кристина, Надя и Стас. Тепло встречи с ними со мной по сей день!

Цветная ткань полога позади этих красивых девчонок отвязывается от жердей и опускается вниз, образуя комнату. Ткани разных цветов – это задние стенки разных комнат. Когда полог поднят они образуют единое пространство чума

Многое в чуме знакомо мне из походов. К  остальному же я быстро привыкала.

Попили чаю и стали укладываться спать. Разобрали постели, услали их шкурами. У меня была отдельная комната, стенами которой была ткань балагана.
В чуме тепло, пока топится печка. Ночью ее не топили, и воздух быстро остывал, но спать было тепло!  Я свернулась в своём меховом гнёздышке, было легко и спокойно, словно я дома. На улице задувало, и о внешние покрышки чума чесался ветер. Но внутри от этого было еще уютнее…

За тряпичными стенами потихоньку стихали беседы в остальных комнатах чума.
Я почти не спала в последние сутки, но сон не шёл —  меня переполняли и питали события этого дня. Ко мне пришла  Муся, она устроилась у самого теплого открытого места – у головы. Эта трехцветная чумовая кошка урчала в унисон моим мыслям.
И если вы спросите у меня: какой он, север? Я отвечу: тёплый. Я не о ветрах и морозах.
Я о проползающем на брюхе по горизонту солнце. О чашке обжигающего чая. О розовом оттенке снега. О мягкой шерстяной обуви. О тепле очага в чуме, приветливых взглядах.
Я о людях. Здесь люди теплые. Люди дружат, теснятся, уживаются, и этим счастливы. Одному на здешнем ветру не выстоять, — холодно.

Проснувшись я смотрела наверх, где смыкались шесты, чтобы определить, начало ли светать…
К слову сказать, я вообще не замечала времени, оно перестало быть важным.
Жизнь здесь текла свободно. Ели, когда хотелось есть. Делами занимались, пока они  не закончены.  Спали – пока спится…

Каждый раз выходя из чума, я ахала – меня пожаром встречало солнце!

Утро наступило в полдень. Я вышла из чума и замерла. Горизонт набух и покраснел — солнце готовилось его взорвать.  Потом тонкая полоса зарева собралась в одну точку и через мгновение первый луч прожег в лоскуте тучи дырочку… Он вырвался из-за снежного зубристого горизонта и ударил мне по глазам. Я не могла уйти или отвернуться…
Все языки и наречия мира в толковании моей северной любви бессильны. Здесь примешан особый алфавит…

Я сделала два шага от чума, меня догнал олененок-авка и потянулся меховым носом к ладошке.
Авка – домашнее животное. С весеннего отёла оставляют одного оленёнка и он живёт рядом с чумом до следующего года. Через год его добавят к стаду и выберут нового авку среди новорожденных оленят.
Вожаки стада — это почти всегда авки. Выросли рядом с чумом и, в случае чего, стадо приведут к чуму. В упряжки тоже ставят авок — по той же причине они всегда найдут дорогу домой.
И в праздник Оленя, когда в одном месте собираются семьи со всей тундры на гуляния и устраивают забеги на упряжках, — как правило запрягают самых лучших и быстрых оленей — авок.
Авки приучены к хлебушку и другой еде, которая не знакома другим оленям в стаде.

Собачки – оленегонные лаечки спят, зарывшись в снег. У них повсюду между лиственниц в затишных местах лёжки.
Голубое-розовое небо, вокруг чистота, белизна… Сохнет вымораживается выстиранная одежда

За утренним чаем решили, кто отправится к стаду — в том числе оказались Лена, Стасик и я…
Вообще, у ненцев с приёмами пищи интересно всё. Они не кушают, а пьют чай. При этом это не простое чаепитие как у нас, с печенькой или конфеткой, — на стол ставится всё, что есть. Там и холодец, рагу из оленя, и строганина, и макароны по-ненецки (как по-флотски, только с мясом северного оленя), и сыр, и магазинная колбаса, и сладости!.. — ну всё!!! Наш новогодний стол мало чем отличался от стола к простому чаепитию!
Я впервые попробовала мороженую оленину, которую ешь, макая в свежую кровь. Ни брезгливости, ни ужасного вкуса я не ощутила. Это совершенно не страшно и вкусно, хотя и необычно! Всё мне здесь подходило, было «в пору».

Кисы тёпленькиееее….. и без твёрдой подошвы. Ходишь по снегу, как в тапочках

Приехав на пастбище, оленей не увидели — они в поисках ягеля растеклись по соседнему заваленному снегом лесу.
Лавируя на снегоходах между деревьев, при помощи понимавших все с полуслова лаек, общими усилиями стадо скучковали. Потом, выехав на открытое место перед стадом,   стали звать вожака.
Чалко, красивый белый олень, пошел вперед, а  следом за ним побежало широкой рысью все стадо, распахивая пушистый снег.

Сижу на нартах – это мои ножки обуты в кисы. Необходимая и повседневная обувь — произведение искусства. Скроены и сшиты вручную жилками оленя. Нитью мех не сшивают. Мы ехали на снегоходе, а олени следом за Чалко и нами бежали широкой рысью, распахивая пушистый снег.

Огромное стадо двигалось в облаке снежной пыли, смешанной с теплым испарением тел. В этом было столько силы и красоты!

Олень и смысл жизни ненцев, и символ этих пространств.
Всю долгую зиму олени добывают себе еду, выбивая ягель из под снега. К зиме у них  даже видоизменяются копыта — они становятся шире и между «пальцев» вырастает мех.
Северные олени нормально жить могут только в высоких широтах, где ветра и холода. Они не умеют потеть, у них недоразвиты потовые железы. Когда бегут, вываливают язык так, будто помереть собираются…
Зато у них шикарная шуба, все ворсинки которой, — и длинный ворс, и ость, и подшерсток, —  тоненькие полые трубочки, которые сохраняют тепло даже в самые дикие морозы и сильные ветра. Тогда олень старается идти  по ветру, чтобы шерсть не дыбилась, и не терялось драгоценное тепло.

Зимой мех наиболее красивый, полный по цвету. Летом таких окрасов нету, лишь к холодам вырастают все-все ворсинки меха. Зимой все пятнышки и отметины, заложенные природой в окрасе оленей отпечатаны на их шубах. Наверное по такой же схеме у меня по весне конопушки проступают на лице созвездиями и брызгами)  С рогами — молодняк и важенки (оленихи). Быки сбросили рога по осени, важенки сбросят весной.
Но почему Чалко-вожак не сбросил — не поняла… Может он тоже молодой еще…
Стасик. Щечки у всех ненцев всегда румяные, лица дышат здоровьем! От восхода до заката у солнца на этой широте два шага, и эти шаги мы наблюдали здесь, рядом с оленями. Рассветные и закатные краски пропитали снежные просторы…

В стаде  больше тысячи голов. Каким-то образом Иван с Олегом поняли, что оленей не хватает и поехали их искать в более дальних лесах..
А мы остались на открытом месте с оленями. (С оленЯми, — здесь говорят с ударением на последний слог)
Еще в чуме нарезали много хлеба и разложили его в пакеты. Я как-то не придала особо этому значения и только здесь увидела зачем! – Чтобы угостить подросших авок хлебушком!
Все, кому знаком вкус и запах хлеба окружили Лену и Стасика, тыкались в их спины, тянулись к рукам! Я не найду слов, чтоб передать единство человека и оленя, и величие этого момента. Это были не взаимоотношения хозяев и подчинённых им животных….

Авок знают в лицо. У каждого домашнего оленя есть имя. В пищу и для тепла их не берут. Для этого в стаде есть «безымянные» олешки.  Уже 13:18 и солнце потихоньку уходит в закат. Явление солнца было прекрасным… Сгусток света, благодаря которому мы живы, вся планета жива…. Красивые лица почти всегда улыбались. Чистопородная оленегонная лайка. Со сваляной шестью, лохматая и непричесанная — она верный друг, спутник и помощник человека на дороге жизни.
Умнейший пёс, незнакомый с кинологами и неровня по внешнему виду городским хаски и лабрадорам, — по составу крови благороднейший из землян Розовые деревья и стадо настоящих северных оленей. Летом олени другие. Зимняя шерсть с них сходит клочьями, оттого они кажутся смешными, куцыми и даже немного жалкими Лена красиво дышала, а мороз красиво морозил Щечки и носики, да маслинки глаз смотрели с меховых капюшонов. Сам человек был надёжно скрыт в меховой одежке В женских малицах капюшоны светлые. В мужских — темные Уже 13:18 и солнце потихоньку уходит в закат, стекает тугим потоком к другим широтам, украшая тёплым взрывом полярное небо севера. Как же трогательно они жмутся друг другу! Один носом в руку уткнется, второй прям в лицо лезет, третий под крыло…
Так всё просто и искренне — видно, маленький человек по этим олешкам скучал не меньше, чем олешки по нему.
Закатный горизонт в одной стороне полыхал, а напротив небо было налито густыми розовыми, лиловыми, синими красками, по радуге которых медленно полз вверх округлый блин луны.
Олени стояли, ходили, выбивали ягель, некоторые — ложились. Ветви их рогов живой ажурной полосой отделяли снег на земле от снега на деревьях.   С леса к нам и стаду, шевеля морозный воздух рогами двигались, гонимые снегоходом, отбившиеся олешки.

Северяне — свободные сильные люди. Они охранили свою этническую самобытность, уникальную систему знаний и культуру. Арктическая природа — источник их сил и сильнейший противник, победы с которым перетасованы со смирением.
Мы  понятия не имеем об их жизни. Краткие заезды на чай, наблюдение с высоты вертолёта, редкие встречи в тундре, даже близкая дружба… — разве этого достаточно, чтобы понять и проникнуть в духовную жизнь народа, круг представлений которого сильно отличается от нашего…
Если кто-то в «цивилизации» самодовольно и пренебрежительно причисляет ненцев к «недалёким», — это проявление бедности и ограниченности души.
Думаете, ненцы при желании не могут иметь то добро, которым завалена наша цивилизованная жизнь? – Могут. И даже многое имеют.
Только у них простой факт обладания квартирой не входит в понятие обеспеченной жизни. Также у них есть снегоходы, квадроциклы, смартфоны, телевизоры и спутниковые тарелки в чумах, бытовая техника, — всем этим они пользуются, используя генераторы.
Но главное «богатство» – это олени. Со всеми тяготами и радостями на пути шествия за ними по тундре.
Еще «богатый» у ненцев – это щедрый, благополучный, здоровый, многодетный, добрый.

  Старшие вернулись, и ловко тынзянами поймали двух оленей. Когда поймали первого, я подумала, наверное, мы на нём поедем (один из снегоходов застрял в ручье) Какое там! Их связали, устроили на нартах. Животных предполагалось зарезать к праздникам. Ещё один олень в стаде сильно хромал, и я рассуждала: «Вот, бедняга, готов». Но хозяева заарканили, вправили ему лопатку и отпустили. Встрявший снегоход мы все вместе поставили его на срубленные ёлки. Останется только зацепить его и вытянуть другим снегоходом. Оставив снегоход в ручье, мы уселись на нарты к связанным оленям и поехали к чуму.Ершики ёлок вокруг нас, ручья и снегохода

И к чуму приехали уже затемно. Попили чая. Мужчины съездили за снегоходом и пошли заниматься оленями.
Сам процесс убоя я не смогла смотреть. Подошла позже. И судя по тому, что снег вокруг был чистым, — вся кровь осталась внутри тела. Видимо оленя задушили, а потом точно пронзили сердце, чтобы кровь вышла в полость тела животного, не пролившись мимо ни капли.
Я не смотрела на это, как на убийство, потому что видела, что лишнего ненцы не берут. Этот олень добром послужит до последней жилы, которой сошьют теплые кисы и малицу. Кровь же необходима людям для поддержания здоровья и иммунитета.

На улице оленями занимались только мужчины. Женская работа начнется позже. Стасик припал к покрышке чума и слушает, что говорят сёстры изнутри про сигнал на телевизоре, – настраивают спутниковую тарелку.

Эта  верхняя одежда называется Ягушка. Не такая закрытая и тёплая, как малица, и из-за бисера – тяжелая. Но красивая — глаз не отвести!   Вручную выделана, скроена и сшита! Все орнаменты – шедевры. Ягушка без капюшона, но это прохладное дело легко исправляется красивым меховым капором, также ярко и искусно украшенным орнаментом.
Я рассматривала орнаменты, трогала их. В них был не только рисунок и символизм — это такой кропотливый труд!
Дома я иногда достаю подаренную мне тучу и понимаю — эти расшитые вещи звучат тундрой и северным пространством…

Выходишь из чума, и сразу тебе просторно и красиво. Предрассветная заря разукрасила путь солнцу невероятными цветами. И где она только такие краски берет!Татьяна за работой — шьёт меховую обувь
Говорят, суровая красота Ямала… Да я и сама иногда так говорю. А как приеду — плавлюсь, обнуляюсь. Запасаюсь теплом, нежностью…



Когда кошка Муся попадает в посёлок, она становится неуправляемой и дикой, скачет по шторам, бросается на стены…. А как назад домой в чум — сразу всё нормально и уравновешенно…Чумовая кошка, короче!
Мужские кисы подвязывают яркими красивыми подвязкамиЯ тоже, как и Лена, всё время ходила в красивом ненецком платье!)
Друзья, посмотрев фото, сказали: «Ты по росту вписываешься идеально, поэтому, наверное, ты туда едешь».
Новый год мы поедем встречать в посёлок Харсаим к зырянской семье Рочевых.
Мужскую одежду мехом наружу называют «гусь»
Всю дорогу к Новому году я сидела лицом к солнцу и улыбалась. Оно уверенно закатывалось в 2017 год, обжигая полярное синее небо. Посёлок Зеленый Яр
В Зеленом Яру оставили мясо и поехали дальше в Харсаим.
Клыки медведя на поясе мужчины все равно как оберег, защита. Если есть, то ни зверь, ни буран не страшны..

Когда отъезжали от чума навстречу Новому году, у меня было чувство неловкости…- приехала в одну семью, и сейчас незванным гостем еду к другой. Но Василий и Маша Рочевы – радушные и простые люди, в два счета обнулили эту неловкость.
Кроме семьи ненцев к мои северным друзьям неожиданно добавилась еще одна семья зырян.
Мы дружно провели новогоднюю ночь – на 49 квадратных метрах нас было 16 человек!
Все традиции встречи Нового года наверное обрусевшие, отличие было лишь в том, что на столе были мороженая оленина и строганина, свежая икра.
Но главным было ощущение большой семьи, где все тебе рады! Даже нырнуть в эту фотку хочется!!!



В руках у меня шкура полярного волкаА на следующий день меня в Салехард увез надежный друг Михаил.
В новогоднем Салехарде  праздник всюду — висит на ветках, сыпется с иголок! Здесь даже пахнет праздником!


Здесь происходили мои новогодние события

По дороге домой  я заехала к подруге Наде в Воркуту.  Прощаясь, сказал ей, что мне немножко грустно.
А Надя обняла меня и ответила: «А мне нет, потому что я смотрю на тебя и понимаю, что всё возможно. И ты тому доказательство»
В ответ улыбнулось не только моё лицо, но и сердце.

P.S. И я до сих пор вся улыбаюсь и на новый 2019 опять еду в чум!)

 

...........

P.S. Спасибо, как говорится, за внимание...
Если понравилось, можно подписаться на мой ТГ канал https://t.me/kir2003_site
Если, конечно, вы уже не там)
Также есть страничка в Контакте https://vk.com/id608851795
И даже в Фэйсбуке https://web.facebook.com/kirtikhom

Абзац добавлен автоматически, если по каким-либо причинам неуместен в данном тексте, приношу извинения.

Комментариев: 2
  1. Как же здорово, что есть такие люди, не испорченные нашим «обществом», и отчет очень понравился, делитесь еще такими ))

  2. Очень тепло и душевно,любовь автора передаётся читателю.Спасибо большое,перенеслась в другое измерение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.