Речка Громоть привлекала давно. Уж больно красиво выглядела на карте, да и название интригующее…
Разведал в ноябре. Тогда и наметил старт у кладки на месте несуществующего сейчас моста. Со стороны деревни Сюборовки туда можно добраться лесной дорогой, с большего накатанной, местами порядком разъезженной лесовозами, последние полкилометра до реки — по зарастающему тупиковому отвороту.
Тогда, в ноябре, река уже была скована первым льдом, валил снег…
И сейчас, 5 месяцев спустя, в конце марта, — ощутимый минус, ясно, небо в колючих (как и у коллег, сплавляющихся по Волке)) звездах, весной и не пахнет. Север, однако!…
Мы идем с лодками за плечами, отсчитываем километры до цели — 12.
Виталий, Люда, Саня из компании геологов, и я с Вовкой.
По обочинам лесной дороги полно снега, сама дорога заледенела, в понижениях заполнена водой от края до края — проехать можно только на тракторе.
Хотя обычно мне в радость такие марш-броски, на это раз что-то все не ладится.
Рюкзак упаковал плохо — перекособочен, сапоги по льду скользят — один раз даже завалился в лужу.
Мандражировал, как всегда открывая сезон. Хочется ведь поймать «правильную» воду – чтоб не больше и не меньше, и весеннюю погоду! А тут — мороз и снег! Стало казаться, что река тоже будет заледеневшая.
Люда настойчиво спрашивала, почему мы все время идем параллельно реке, не пора ли уже свернуть. НЕ ПОРА ЛИ.
Наконец, вышли в долину. Сразу запахло водой и землей, несмотря на мороз.
С волнением подхожу к реке. Не узнать! Мост-кладка, по которому я переходил в ноябре, затоплен. Прёт свежая вода, уже прозрачная – видно в свете фонаря.
Место, кстати, любопытное. Дороги, изображенные на генштабе, почти исчезли. На другом берегу заросшие травой и кустами пустоши. В кустах модно найти бетонный знак, о том, что здесь фашистами была сожжена с жителями деревня Рудня.
На нашей стороне безлесый косогор с копнами сухой травы – наверное, и здесь была деревня. Сейчас он почти весь изрезан бороздами для будущих лесопосадок.
На нетронутом краю над рекой кидаем рюкзаки.
Час ночи. К двум развели костер, поставили палатки, параллельно успев выпить и закусить. Кое-кто даже надул байду, традиционно собственными лёгкими!
К 3 часам сварили макарон с лапшой, в 4 легли спать — не надолго..
Место старта в ноябре.
День 1
Встали в 7. Я так разбитый и опухший.
А утро сказочное. Синее от чистого неба, серебристое от мороза, золотистое от солнца.
И речка сказочная — искристая, янтарная. И густой дым от влажных дров, просвеченный низкими лучами.
Благодаря всему этому потихоньку возвращаюсь к жизни…
По мере готовности становимся на воду. Саня — первым, чтоб иметь фору по времени — он плывет один, мы с Вовкой за ним. Люда с Виталиком еще собираются.
Громоть не разочаровывает, удивляет разнообразием и непредсказуемостью, даже учитывая разведку…
Первый участок — с час хода от остатков моста — быстра, полноводна, вертится в пойме выраженным извилистым руслом, шириной полторы-две байдарки.
Заваленной не назовешь. Из препятствий бобровые плотины, одиночные стволы…
По левой стороне — низина, заросшая кустами, справа подходит высокий берег с лиственным лесом.
Потом вдруг речка выходит на широкую плоскую пойму и дробиться на глубокие ручьи, расходящиеся веером – иди куда хочешь!
Но на спутниковом снимке хорошо видно, что надо сохранять направление на восток, как и текла речка — на противоположной стороне долины читается русло Тростянки.
Больше похоже на то, что Громоть впадает в Тростянку, а не наоборот, хотя Громоть все-таки привносит больше воды.
Между ручьев по травянистым кочкам идти вполне удобно. Лодка по подтопленной траве тянется тоже неплохо…Через минут 15 видна полоса открытой воды. Хоть и ожидаемо, все равно приятно!
Речка спокойная, вровень с поймой, неспешно течет подтопленным ольшаником.
Но недолго. За сливом с бобровой плотины узким потоком подходит к протяженной гряде с дремучим буреломистым ельником. Мшистый берег круто уходит в воду, чуть ниже в нем вымыт рыжий песчаный обрыв.
Чалимся. Надо подождать Виталика и Люду — со старта их не видели. Заодно на озеро Вослепно прогуляться.
Оно совсем рядом. Забираешься на горку с редким сосняком, и на другой стороне уже блестит внизу водная гладь… Только оказалось не водная, а ледяная.
На удивление лед не рыхлый, монолит – вышел на него под крики Вовки, что он, мол, меня спасать не будет. Ощутил, как жарит солнце сверху и снизу, отражаясь от льда…вот же повезло с погодой! В который раз зарекся смотреть прогноз, обещавший на сегодня мокрый снег.
Минут через 40 вернулись к лодкам – Виталика с Людой нет.
Чувствую, опять получится как всегда — растеряю пол команды. Но ждать дальше тоже смысла нет – эдак мы вообще никуда не дойдем.
Одно и то же место — излучина Громоти — в ноябре и марте. Здесь, напротив озера Вослепно, на гештабе обозначен брод.
Стены леса по краям долины подходят все ближе, речка входит в русло, ускоряется, мельчает и светлеет. Вот плывем уже через редкий стройный ельник, лапами едва не касающийся воды. Правый берег взмывает вверх. Карабкаемся на него, оказываемся на горе с могучими соснами. Именно гора, возвышающаяся над всем окружением. Внизу с одной стороны – река, с другой верховое болото. Место до того необычное, что дух захватывает!
Помедитировали на солнышке, ещё подождали 3-ий экипаж, опять безрезультатно, продолжили сплав.
Вскоре лес отступил от реки, речка вошла в широкую заболоченную долину. Это второй участок, где река расходится рукавами-ручьями, будто сосуды капиллярами.
Только здесь лабиринт сложнее. И между проток особо не походишь – глубоко, залито высокой водой.
Сначала тыкались наобум. Потом загрузил в ЖПС спутниковый снимок — стали понемногу продвигаться…
С Вовкой не соскучишься. Уже несколько раз оставлял меня посреди болота, со словами «Ну, давай как-нибудь сам!» Я догонял, черпая сапогами воду…
Зато сейчас я уж отыгрался сторицей. Искали очередной раз протоку — Вовка пешком, я в лодке. Благодаря навигатору нащупал правильное русло, ушел метров 50 по нему.
Иди, кричу, сюда!
Пришел — по пояс в воде, в состоянии ожесточенном).
Скоро при аналогичных обстоятельствах пришлось несколько раз уйти по пояс мне. И испытать то чувство облегчения, когда уже все равно — больше чем вымок — не вымокнуть.
Поразвлекавшись подобным образом, преодолели и этот участок.
Устроили обед-просушку. Котелки у Люды с Виталиком. Зато у нас основная пайка.
Уже, честно говоря, и не надеемся их увидеть.
А дальше – все. Похоже, приключения закончились.
Была таинственная тропа, за каждым поворотом которой ждало что-то новое.
Стала ровная широкая дорога, без каких-либо препятствий… Ну, кроме кладки, по которой я пробирался в ноябре.
Еще несколько часов гребли. Задолго до слияния с Лужеснянкой тянутся подтопленные низкие берега. В метрах ста перед впадением правый берег пригоден для стоянки — заметно возвышается над окружением, с рослым лесом, с елками, гарантирующими хороший костер.
Вовка, успевший после обеда нечаянно искупаться, распаливает огонь, мы с Саней уходим вверх по Лужеснянке — «догнаться». Уже скрывшись за поворотом, слышим голоса у стоянки.
Голоса Люды и Виталика!!! Догнали–таки!!!
К вечеру натянуло облаков, стало серо. Грести за день поднадоело.
Тем не менее за час поднялись с Саней до озера Вымно и вернулись назад. Воды в Лужеснянке — до краев. Даже затопило мост перед истоком, само озеро подо льдом, хоть и проточное.
Не сказать, что увидели что-то из ряда вон…, но галочку поставили.
Итак, у костра все-таки были все вместе, нежданно-негаданно, это и послужило основным подарком вечера. А еще в темноте над нами то и дело раздавалось трогающее душу курлыканье — низко над долиной, плотно — одна за одной, летели на север стаи перелетных птиц – почему-то именно ночью…
Вовка по обыкновению наслаждался обществом и общением, я послушал книжку, вечером уполз под елки спать. Ночью был минус, но не такой ядреный, как накануне.
День 2
Лужеснянка после Громоти показалось скучной. Глухости нет. Воды слишком много. К тому же холодно и пасмурно.
Но все же, не без сюрпризов. Есть на Лужеснянке известное место -там, где за пойменным озером река теряется в камышах. Потерять реку по такой воде невозможно, а вот само озеро…
К нашему удивлению, оно тоже полностью подо льдом, хотя и русловое.
Кругом — стена тростника. Возвращаться назад, делать обнос в несколько километров?
Надо пробовать пройти по льду.
Вовка ни в какую! Мол, это не лед, а рыхлая каша, она вообще не держит, и так далее…
Я долблю лед веслом, метр от края — весло уже отскакивает! Явный монолит.
Спорили мы долго, очень громко и нецензурно. Товарищи, отойдя чуть подальше, озадаченно за всем наблюдали.
Стояли на своем. Вовка ни при каких условиях не соглашался выходить на лед, я — отказываться от своей затеи.
Но Вовка мог только сидеть в лодке, а у меня было преимущество активного действия. «Завелся» не шуточно! Отбил веслом то, что отбивалось. Придерживаясь за лодку, выбрался на четвереньках на лед, переполз, подтягивая за собой лодку, подальше от края. А потом встал и затащил байду на лед целиком вместе с Вовкой.
А поскольку он по-прежнему не собирался выходить, перевернул байду, вывалил его на лед!
И, схватив лодку, вперед. А Вовка, не желая оставаться без страховки,- за мной!
Отбежав так метров 30, окончательно уверились, что лед надежен, успокоились, вернулись обратно — помочь выбраться на лед остальным байдам.
И паровозиком друг за другом прошли через озеро почти с километр. До чернеющей воды на другом краю.Там аккуратно сползли и погребли дальше.
Тростниковую пойму сменили холмистая открытая местность, потом подступил лес, но речка была все также широка и переполнена водой. И погода пасмурная..
Было б солнце, все воспринималось бы абсолютно иначе!
Зато скорость хороша, как раз, чтоб спокойно дойти до Витебска.
Сразу за мостом трассы М8 начинается перекатистый участок. Я уже плавал здесь в декабре 2011 года, был промозглый вечер, спешили в Витебск, в памяти мало что осталось.
Сейчас есть возможность рассмотреть перекаты получше, благо весенняя вода не залила их полностью.
Первая серия перекатов заканчивается живописным порожком у руин мельницы, на фоне обрыва из красной глины.
Рядом с руинами под шум воды пообедали. Неспешно, торопиться было некуда — до Витебска отсюда около 3-х часов.
Ветер стих, едва показался белый диск солнца, но от этого сразу же стало теплей и уютней. Или же от сытного супа…
Потом еще цепочка перекатов, за ним участок гребли, который не отпечатался в памяти точно также, как когда-то в декабре. Еще коротенькая серия перекатов.
И гадкая «населенка» у впадения в Двину. Это ж надо — мусор выкидывать на склоны!
Когда в прошлый раз плыли в темноте, все казалось более приличным.
В Двину вливаемся сразу за плотиной нового водохранилища. По поверхности размазаны поля белой пены. Встречный ветер, около нуля. По берегам- большей частью невзрачный пригород.
В общем, смысла плавать по Двине немного, можно было бы сняться в Лужесно.
Одно приятно — собраться в самом центре Витебска напротив церкви, и по главному бульвару прийти на вокзал.
А там магазин с пивом и прочим, и привычный поезд-«кругосветка» через Полоцк до Минска.
...........
P.S. Спасибо, как говорится, за внимание...
Если понравилось, можно подписаться на мой ТГ канал https://t.me/kir2003_site
Если, конечно, вы уже не там)
Также есть страничка в Контакте https://vk.com/id608851795
И даже в Фэйсбуке https://web.facebook.com/kirtikhom
Абзац добавлен автоматически, если по каким-либо причинам неуместен в данном тексте, приношу извинения.
а какой километраж у Вас получился по реке Громать? Записывали ли трек?
Приветствую!
Полностью трек не писался. Только в местах, где река теряется и заброска.
А километраж -вещь условная.
Скажем, хорошо подготовленная группа по высокой воде проходит Громоть за день и Лужеснянку за день (день — около 8 ходовых часов)
Трек заброски
https://drive.google.com/open?id=0B-R3x9qn3IMvMHllU0xOYTVnQzRSVnFZMi1xTkdwc2diTTBv
Можно попробовать заброситься со стороны д. Евино, будет короче.
Также можно стартовать по Громоти еще выше.