Выгонощанский Заказник от Саши OST 23-25.01.19

Автор теста и фотографий — Александр Устиненко (Sasha OST), под редакцией Kir2003.

Окрепший январский мороз мотивировал осуществить третий болотный зимний поход, а именно — в Выгонощанский заказник.

Заказник, с севера на юг по островам, брат турист бродил и не раз. А вот с запада на восток… как то глухо.
Времени  у меня  на преодоление этого обширного бассейна всего-то три дня, тем не менее рискну.
Из отчетов Victogana, с покойного «Поехали», выяснил, что до Елуханского канала есть дорога, а это уже плюс — не надо ломиться по азимуту к условной точке старта…, а дальше маршрут будет формироваться  «как карта ляжет».

Скомканная бессонная ночь, проведенная в поездах и на вокзале, продолжилась в пятом часу утра на станции Борки, что возле Ивацевич.
Десятиградусный мороз моментально проникает сквозь легкую одежонку к неразогретому телу. Сразу беру спринтерский темп, и минут через десять уже появляется потребность оголиться.
До рассвета далеко, но вокруг не кромешная тьма — фонари, звезды, снег, облака излучают и отражают блеклый свет. Полевыми дорогами пересек две трассы, множество канав и медлительную реку Гривда, тоже канализированную. Немного вклинился в лес и приступил к приготовлению стандартизированного завтрака.
Но прежде с трудом развел дохлый тлеющий костер, от которого и погреться-то не получилось. В девятом часу наконец  рассвело с положительным намеком на ясную погоду.

Лиха беда начало – «покорение» привычного разнопородистого деревянного) леса по накатанной дороге. Заболоченные ольшанники, сосновые боры на песчаных островах, иногда попадались ельники или березняки… но лес в основном молодой.
Высота 154.3 метра, что на генштабе, ознаменована триангулятором, песчаными карьерами и колодцем с полянкой для отдыха подле него.
Сознание подвисло — не посмотрел вовремя в навигатор и, оказалось, давно уже прозевал нужную тропу… Возвращаться поздно — так выйду к Елуханскому каналу. Подумаешь, петля в пару километров.
А солнце поднялось довольно высоко — мир искрится, тут никакие перипетии не испортят настроения!

Добрел до проезжабельного мостика через канал. Лед крепкий – ура!!! Несколько промоин у моста и все. Неглубоко навскидку — сантиметров пятнадцать, хотя тема «глубина жижи» под тонким слоем прозрачной жидкости осталась нераскрыта.

Идти и вдоль канала,  конечно, можно — кое-как, выворачивая ноги…
Но зачем, когда есть готовая экотропа, парковая аллея, ледяной  проспект!  Не без удовольствия прогулялся по нему пару километров, примечая и фиксируя различные «плюшки»: кочки, веточки и, кажется, даже следы рыси.

Вышел к очередному мосту, за которым канал внедрялся в жуткое (для пешего летнего прохождения) хмызняковое болото.
Ну а я по острову, окруженному болотом, направился к Восьмому каналу, пугая местных бледнозадых косуль. Мост у восьмого канала разрушен, дальше никакой транспорт уже не катает, судя по всему, давно.
А мне и не нужны ни мост, ни дорога, ни тем более транспорт)
Я снова сворачиваю на восток по ледяной тверди Восьмого. Но сначала организую перекус,  быстрый — хоть и солнечно, но на морозе быстро остываешь, не до медитации.

Всего через полтора километра развилка. Поначалу хотел идти дальше по восьмому каналу в глубь болот, но, подумав, решил заглянуть на Бобровичское озеро.
И Зябчанский канал как нельзя подходит для этого — протекает в нужном направлении, и в не меньшей глуши (если не большей).
Кстати о каналах: судя по энциклопедическим данным они построены в 1963 году, но скорее всего их просто углубили, так как контуры каналов присутствуют и на картах РККА.

Приятно так прогуливаться по ослепительному зимнему болоту, глядя на него со стороны… Ведь не надо напрягаться, ломить сквозь разнообразные березо-ольшаники, местами приправленные порослью хмызняка и прочей жопой.
На самом канале много следов разной дичи. По берегам встречаются массивные бобровые хатки. Дятлы и синички — эти твари, само собой, стучат-чирикают везде.

Заболоченный лес расступился, предоставив место бескрайним тростникам (этак с километр) с чахлыми березками. Вся гладь канавы тщательно утоптана аборигенами — она трансформировалась в скотопрогон, не было ни пятна нетронутого снега.
И аромат зверья вокруг витает как в хлеву. Эти товарищи не заставили себя долго ждать. Первым делом с одной стороны канавы ломанулся лосяш.
Сразу в ответ с другой стороны с хрюканьем и рохканьем помчалось стадо свиней.
Даже не знал, что тростник так может трещать. Успел разглядеть темные силуэты — душа в пятки — рассеяно огляделся по сторонам, глупо надеясь обнаружить сколь-нибудь пригодный древесный ствол для спасения.
Но обошлось, дичь испугалась не меньше моего, а я для порядка, продвигаясь дальше, начал кряхтеть, да покрикивать — словом, семафорить.

Канал чах, сужался, все также давая приют бобровым хаткам, и, в конце концов, растворился в тростнике. Тут-то мои ноги неожиданно потеряли твердую опору — ушел по колено, выбрался быстро — даже промокнуть не успел. Но пришлось одеть болотники и ступать аккуратно, пока не выбрался из этой большой лужи к сухому лесу.
В дальнейшем топал по азимуту к гряде, на которой есть тропа к Бобровичскому озеру. Не обошлось без вламывания и продирания сквозь непролазные кустарники – это то, что меньше всего хочется встречать на пути. Не знаю, сколько можно пройти за день такого «азимутинга». Попутно нашел  симпатичный песчаный островок — совсем одинокий.

Путь по гряде в памяти смазан – накрыло, брел «на автомате», мозг, да и организм требовали углеводов… халва не справилась с поставленной задачей.
Только и запомнилось подступающее вплотную к гряде болото, да звериные тропы.
Так и дошел до самого озера в прострации. Поставил палатку в ста метрах от берега на краю ольшаника. Да-да! Я в этот раз прихватил палатку – все же 15 градусов мороза и ветерок шалит. Но пока горит костер, можно смело валяться допоздна на коврике и греться. Тем более, что палатка прикрывает спину от ветра.

День второй

Утро второго дня мрачно, морозно, пасмурно и ветрено. Подъем затянут, ибо  спалось хреново — пора бы уже на морозы коврик потолще приобрести.
Но благодаря выполненным маленьким замыслам в сознание приходит гармония.
Наперво прогулялся по песчаным пустошам, некогда приютившим деревни, сожженные немцами – Вядо и Тупичицы. Нашелся и обновленный памятник в память о жертвах.
Затем перебрался на противоположную сторону озера на высоту 162.1 украшенную незыблемым триангулятором. Прошелся еще вдоль живописного берега, время от времени стали проявляться просветы в облачности, вселявшие уверенность – солнцу быть.

  

Попетлял-покрутился, а теперь пора штурмовать главную цель — самый центр болота Погоня, что на генштабе заштрихован сплошными линиями.
Первые метры заболоченного берега озера увешены «праздничной мишурой» — целофановыми пакетами, бутылками, мешками, платками и прочим мусором. Это такие маяки сборщиков клюквы. Спустя километр не осталось и следа присутствия «человеков».
Болото для прохождения оказалось несложным (зима однако). Забористые кочки, да тростник поначалу притормаживали движение, а ближе к апогею замерзшая под ногами вода превратила поход в увлекательную прогулку среди аскетичных пейзажей, местами с видом судного дня.
С километр брел по тропе-зимнику, отображенному на генштабе, но и он растворился во всепоглощающих тростниках и лабиринте хлипких березок. Век тех березок недолог — по достижении 10 сантиметровой толщины они преображаются в высокие пни. По пути была пара низеньких островков где сумели укрепиться ольшаники. И конечно представленное украсило так кстати обнажившееся солнце и рубиновая клюква.


Итак? я достиг центра болота (аз так решил)! Голь и пни до горизонта — а чего еще ожидать (и желать)).
Поставил себе мысленно галочку на против пункта «Болото Погоня», радость до ушей!
И разумеется в «месте силы» необходимо выполнить ритуал жертвоприношения желудку…
Но скорее жертвой был я — деревянный хлеб, железный шпик и стеклянный лук испытали на прочность мои зубы. Чтобы я делал без горячего чая…

С чувством выполненного долга направился на периферию, к берегам Выгонощанского озера. Досточно легко проходимый характер местности сохранялся, только в одном месте попался участок с высокорослыми березовыми пнями, переплетенными кустарником. Но и это останец благополучно миновал, слегка попетляв в его лабиринтах

Ближе к озеру появляется крепкий березняк, а вход на сам водоем сторожит крупная бобровая хата. Акватория – белая и голубая, голубая и белая, с темной ниткой далекого леса на горизонте. Солнце так и жарит (где-то на юге), а меня просто одаривает яркими красками. Бесконечность, простор волей не волей вызывают восторженную улыбку на лице. Новые виды всегда так будоражат.
Что еще имеется в наличии из достопримечательностей на Выгонощанском? Небольшие торосы на краю залива и в устье Огинского канала, избушка для «разведения шершней» бердвотчеров, опустошенный охотничий домик с лавками и столом у берега. Возле дома хотел было наладить ночлег, но потянуло снова на приключения – еще целый час светлого времени можно поглощать бытие.

Направился к восточному берегу с высокими деревьями (я так думал) и желанием там заночевать. Посреди озера стояли санки с рыбацкой утварью, несколько прорубей и много лунок у которых валялся одинокий карась с наростами каких-то грибов. Кстати, лед сантиметров тридцать в толщину.

Проводил чудный закат у берега, теперь можно палатку ставить и костер палить, только где?.. Моя ставка на лес не оправдалась, биотоп не годится не только под палатку, там и коврик негде было приткнуть.
Итог: традиционная вечерняя гонка до ближайшей возвышенности в трех километрах … с накатывающей усталостью и   в жутко мрачной местности. Чай не в первой…
Успешно завершил миссию, расположившись на ночлег у поваленного ветром граба. Сушняк за плечами, снега для ужина под руками в достатке — лепота. А темной ночью… у костра… довелось насладиться завораживающим уханьем филина…

День третий

Мороз крепчал… а чуда не случилось, я ровно так же  зяб этой ночью, как и предыдущей. Кстати, граб так повалился, что корнями образовал навес наподобие шалаша … я там даже было подумал заночевать. Только пыльно в нем и ветер гуляет.

На день сегодняшний ничего интересного не предполагается. Возвращаться в болото уже нет времени, надлежит успеть на дневной автобус из Раздялович на чарку к другу и потом уже на поезд.
Мой неспешный путь лежал через рубленные-перерубленные-недорубленные сосняки..
Вместо роскошного болота, на кое я лишь взглянул краем глаза, поднявшись на небольшую охотничью вышку.

З.ы. Значительную часть его я все же исхожу вдоль и поперек, добывая клюкву осенью того же года…




...........

P.S. Спасибо, как говорится, за внимание...
Если понравилось, можно подписаться на мой ТГ канал https://t.me/kir2003_site
Если, конечно, вы уже не там)
Также есть страничка в Контакте https://vk.com/id608851795
И даже в Фэйсбуке https://web.facebook.com/kirtikhom

Абзац добавлен автоматически, если по каким-либо причинам неуместен в данном тексте, приношу извинения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.