Снег начал моросить вечером, когда проходили Сосновый порог, один из ключевых на реке.
Пока возились с лагерем и ужином как-то незаметно перешел в метель, а потом и в плотный снегопад..
Скаты палатки осели, легли на спальники. Было тесно и влажно, с потолка капало..
Наверное, долго так лежали…. Мне так после оверкиля и дальнейшего «заплыва» в Сосновом вообще было все равно. Главное, что согрелся.
Наконец, Панин не выдержал, выбрался наружу, тряхнул палатку, снег пластом скатился с нее…
Ничего себе, как просторно), успел отметить и заснул еще крепче.
Еще через час неотложное дело заставило и меня выйти. Но сразу же обратно за камерой!
Картинка для 8 мая не очень типичная) Между прочим, время снимков — 4 ночи, уже почти «белой ночи».Хорошо же на север забрались!
Пор.Сосновый
Стоянка на Сосновом пороге
Наступивший день обещал быть нервным, поэтому валялся до предела. Сон — лучшее лекарство всех видов усталости…
Слушал, как Колян мучается с костром, как ветер шумит в кронах, отряхивает снег, и как тот шлепается на тент.
Даже показалось, что солнце выглянуло…
Но когда я все-таки выполз, аккурат к готовому завтраку, было опять все по-зимнему.
Привычные «калянуля». Впрочем, за неделю похода уже успели привыкнуть к такой температуре.
Стартовали. Я — так с легким ужасом. Накануне лажанулся в Сосновом, а теперь какой-то водопад предстоит…
«…река падает в каменный колодец с высоты около 3 м…» вещала лоция, которую смотрели в поезде.
«Та-та-та-та, Страх, бля,
Та-та-та-та, жуть, бля,
это ж, бля, Горы СЕВЕРНАЯ ШУЯ ..»– переиначиваем бессмертный альпинистский хит.

Мое НЕпрохождение Соснового…
Не то, что бы я ничего подобного не видал раньше. Паводковая Уксунйоки и Лоймола помощнее Северной Шуи будет.
Но тогда я плавал на объемном надувном Каньон Соло, прощающим многие ошибки. Я вообще всю свою водную карьеру плавал на разного рода «матрасах».
А теперь захотелось, видите ли, игры с водой, новых ощущении)
Поэтому и обзавелся Каяком 2020 от Акваграфики, вроде как максимально приближенным к полиэтилену.
Чтоб привыкнуть к новой лодке, на майские резонно собрался на несложную речку Оять, что в Ленобласти…
А в результате мы почему-то на Северной Шуе — далеко не самой простой реке средней Карелии, почти на 1000 км севернее. Шило в жопе — вещь непредсказуемая)….
Хорошо, что перед водопадом есть еще Московский порог.
Сравнительно простая ступенька, хоть и шумит. Задача — оставить сбоку мощную бочку, проверять ее на «рыхлость» ни к чему)
Нацелились, гладко скатились по очереди…
И было это то что надо, чтоб хоть чуть-чуть поднять градус самоуверенности.


Прохождение Московского
Самоуверенность и кураж потребовались скоро..
Потому что через час мы зачалились перед Пуло, тем самый водопадом.
Стоя на гранитном лбу, созерцаем грохочущий поток.
Мощный и страшный, под 3 метра перепада.
Я такого даже на «матрасах» не прыгал.

Пуло. Водопад в левой протоке, в правой — по отчетам «слаломная трасса», но мы туда не заглядывали. Плюс общая входная ступенька.
Но с нами ГУРУ белой воды, по крайней мере, на нашем с Коляном фоне), Дима Панин.
-Ну и что? Водопад — как водопад..
Сказал и пошел…, и изящно прошел)
Сразу за ним — Колян на пакрафте.
До настоящего похода и предположить не мог, что такое вообще ходится на пакрафтах.
А ему все нипочем…»морду кирпичем» и вперед)



Прохождение Пуло Паниным и Коляном
Ну, правда, в данном конкретном случае Колян зашел кривовато и заварился-перевернулся,… но почти сразу же самостоятельно выбрался на камни. По моим меркам — ЗАЧЕТ.
Тянуть дальше некуда, пора и мне. Сглотнул, пошел как приговоренный на старт…
Но все-таки чуть отпустило. Ведь хоть на вид и грозно, но ничего убийственного там нет.. Вроде.
Ступенька на заходе в порог
На кромке слива.
Может благодаря этой относительной расслабленности, я и прошел порог чисто.
Хотя, честно говоря, вообще не понял, как его прошел…
Нырнул и вынырнул, раз и все — как зуб вырвать)
Но зато ощущения по прохождении дорогого стояли.
Эйфория. Нечеловеческое облегчение, мегапобеда над собой, стихией и т.п. и т.д.
Профессионалам типа Панина,чтоб испытать такой катарсис, уж не знаю, откуда надо прыгнуть)
На смену утреней подавленности, какое-то детское счастье…
Даже мир на глазах стал раскрашиваться. И ветер потеплел, в небе просветы появились, и солнце выглянуло.
Впрочем, это был не глюк.
Неуместная в мае, затянувшаяся зима, к которой мы даже успели привыкнуть, и казалось, вообще перестали замечать, наконец, сдалась…
Следующего знакового порога на реке — Большого Падуна я уже не боялся. Почти.
А порог оказался интересный, красивый, с относительно сложной траекторией.
Можно сказать — пришел, увидел, победил)) По четким руководством ГУРУ.


Прохождение Падуна.
Только точка съемки далекая была, поэтому кадры не самые эпичные. С другого берега, с ближнего ракурса надо было фотографировать.
Так, как на кадрах ниже. Но здесь уже, к сожалению, без человека, и масштаб не чувствуется…
Поэтому просто поверьте на слово, что это все действительно мощно.
…..
Вот такая «затравка».
6 сутки похода по Ленинградской области, плавно переместившегося в среднюю Карелию.
А теперь остальные слайды, подписи к ним и полезная информация. Другими словами, дневник.
Заброска
Вепсовская возвышенность, куда мы изначально собрались — в 300 километрах от Питера, не доезжая Карелии, сравнительно легкодоступна.
Заброска туда из Минска — из трех простых действий.
Всего из трех. Потому что к майским, наконец, пустили поезд Минск-Питер. Ура, не надо кустами обходить границу, и ездить левыми автобусами!
В Питере пересадка в маршрутку на Подпорожье. Можно бы и на поезде в сторону Петрозаводска, но оставались только купе, чуть не в 3 раза дороже.
В Подпорожье на автовокзале взяли случайное такси. Под 100 км, 3,5 тыс.
Из неприятных сюрпризов!!4-часовая!! пробка на выезде из Питера. Путин внезапно объявил первую майскую неделю выходной, и все ринулись из города…
А, как компенсация, крайне приятный момент — таксист довез чуть не до стапеля, под самое озеро Полоозеро, избавив нас от аж !18 км! пешки.
Оказывается, финны??, которые рубят здесь лес, понаделали себе добротных гравиек. А еще пару лет назад, по отчетам эти 18 км до озера могли проехать только лесовозы)
Знающие люди пишут, что Вепсовской возвышенности снег сходит долго и паводок растягивается.
И действительно. Снега полно, в особенности, на проселке, который мы избрали для подхода к озеру. По колено местами. Всюду ручьи. В воздухе сладкий запах ранней весны.
Хорошо.. Днем, когда стояли в пробке за Питером, все было сухо и серо, казалось, откуда высокой воде быть?
А если подумать, что 24 часа назад еще по офисам сидели, так вообще ХОРОШО.


Подход к озеру Полозеро -истоку Сондалы
На гряде над озером –неплохая стоянка, а если спалить мусор — то и аккуратная )
С озера доносятся голоса, шум мотора. Рыбаки. Браконьеры? А казалось бы, куда уж глуше! Ну да бог с ними…
С вечера надули-собрали лодки, допили пиво, обрубились…
День1
После морозной ночи на озере — 5 мм льда. Надувными бортами наших лодок продавливается с усилием, с треском раскалывается, осколки стремно скребут по баллонами.
Еще видно, как по схваченной тонким льдом глади пробегают пологие волны. Лед, оказывается, пластичен – только это не сфотографируешь. Озеро Полозеро вообще не попало в кадр, уж больно похоже на белорусское….
А нам белорусские «краявиды» сейчас ни к чему, подавай «белую воду»)
Сондала течет хорошо с самого истока из озера, потихоньку шумит шиверами, набирая скорость.Через 40 минут, едва успеваешь вспомнить, что к чему, Сондальский порог.
В отчетах оценивается в 3кс, говорится, что он не заметен с воды, и перед ним проблематично зачалиться…
Заходная шивера в Сондальский порог.
Да нет, видно его – что-то агресивно брызжет , взбрыкивает пеной за поворотом. И зачалиться есть где…
Посмотреть, конечно, стоит. Хотя ничего уникального просмотр не покажет. Мощная чистая шивера, высокие валы, проход по струе, без каких-то либо хитрых маневров.
Единственно, учитывая, что препятствие первое, а я еще к лодке не привык, можно ко всему добавить слово ОЧЕНЬ.
Очень мощная шивера. Очень высокие валы.
В общем, мандраж, имеет место)
Долго рефлексировать не дает холод. Пошли по очереди, с фотостраховкой.
Колян и Паниным с виду проскочили гладко. Я по ощущениям не суперуверенно.
Окатило с головой пару раз, разок стремно накренило…
Но пропустило. А раз так + фотки с эффектного ракурса сделаны, значит, зачет)

Панин и Колян в Сондальском пороге.
Дальше Сондала все более похожа на наши Свольну или Нищу, т.е. лесную речку средней полосы. Равномерно течет в крутых берегах с елкой-березой-ольхой.
И так километров приблизительно 15-20.
Их нужно прогрести — ведь еще столько интересного, ведь мы не ради гладкой гребли сюда забрались…
И мы пашем. Тем более, что не жарко – пара градусов выше нуля.
Когда солнышко выглядывает, ощутимо теплеет и красивеет. Но не часто.

Сондала в среднем течении
Перекур на солнечной поляне с остатками какого-то сельскохозяйственного девайса.
Перед впадением в Оять Сондала снова ускоряется. Не радикально, как в начале, но шиверы довольно мощные и протяженные. Соответственно, последние час-полтора сплава хороши — награда за пролопаченные сегодня километры.
Вываливаемся в Оять. Она в 2 раза шире, почти сразу приятный перекат, с садящимся солнышком в глаза.
Дальше поселок Винницы. А еще недавно был город — столица Вепсарии, как иронически назвал окрестности водитель.
Попытка сфотографировать нижние шиверы Сондалы
В поселке не заночуешь, тем более нам нужно бы перескочить на другой приток Ояти –Шокшу. Посему вещи в рюкзак, лодки в руки, без лишних разговоров, вперед и вверх!
6 км по гравийке, пока слева не доносится шум воды.. И еще километр, и с моста можно оценить новую речку. Широка и полноводна, сравнима с Оятью.
За мостом на правом берегу хорошая стоянка. Приползаем затемно, упаханные в хлам. Всю черную работу сделали. Завтра с утра будет «вкусняшка» — шивера Шокши.
День 2. Шокша, Оять до Ащины.
С Шокшы, к сожалению, почти нет кадров.
Сначала ждал шивер помощнее.. А когда те начались, не получилось зачалиться для кадра… А если б даже и зачалися, то коллеги бы «усвистели», а без человека масштаб не понятен вообще.
Поэтому очень краткое резюме.
На протяжении 6 км Шокша падает почти непрерывная шивера в крутые склонах с таежным лесом.
Довольно мощно, атмосферно…и гладко.
Как резко все началось, так и закончилось. Речка вырвалась на открытые пространства, прошла под автомобильным мостом… и мы снова в Ояти.
Всем понравилось, вон рожи какие довольные)
А дальше опять надо попахать. Вниз по Ояти 30 км, минуя устья притоков Шапша, Кузра, Тянукса.
На них нам иди отсоветовали, мол, не так интересно…
А Ащина — все говорят, огонь!
Вот к ней и гребем.
Как уже, наверное, понятно из текста, основной интерес представляют не сама Оять, а ее притоки. Как правило, резко падающие на последних километрах перед впадением. Сондальский порог, это скорее исключение.
Оять течет в широкой глубокой долине, с большего равномерно напористо, изредка ускоряясь.
Террасы с прозрачным лиственным лесом и пиками елочек планами уходят в хмарь.
Погода шепчет — мелкий редкий снег, переходящий в дождь. Сильный холодный ветер, но кто б мог подумать – попутный!!
В общем, так день и проходит. Медитируем на дали. Налегаем на весла, чтоб согреваться.
Исключение — мощный порог у деревни Надпорожье. Хотя правильно было бы назвать её ПОДпорожье, ведь она под порогом.
Абсолютно ничего сложного, но мощные валы умыли капитально.

Колян на валах порогах у д. Надпорожье.
Часов в 9 пригребаем к стрелке с Ащиной. Уже не стесняясь, льет дождище.
Но есть тент, разлапистая плотная ель-шатер, сухая одежда, приятный 70градусный напиток, разливающийся жаром по телу.
Вроде и ничего особого не произошло сегодня, но как-то особо душевно…
Недалеко работает какая-то лесозаготовительная техника, несмотря на дождь и выходной. Уюта не добавляет, но зато с вырубки точно будет дорога.
День 3. Волок на Ащину, Ащина
Оставляем вещи на вместе впадения Ащины в Оять. Заволакиваем лодки на холмы над стрелкой рек, и там действительно обнаруживается дорога.
Да не простая, а самая что ни на есть лесовозная в распутицу! Колея, заполненная жидкой глиной. По центру — вязкая как цемент. В колеях более жидкая, даже есть дно)
Я предпочел брести по колее, чуть не по колено, зато лодка легко скользит.
Панин — продираться по лесу, Колян – то так, то сяк…
Продолжается это довольно специфическое плавание по грязи километра 3.
На последних 4-х – нормальный гейдер.
Время на волок ушло 2 часа.
![]() |
![]() |
Под мостом через Ащину смыли с себя глину, и стартовали без заминок…
Первые километры речушка подозрительно скромна и спокойна. Петляет среди березок, подходит к хрестоматийному обрыву с соснами..
А через несколько поворотов без особого предупреждения закипает.
Кто-то намерял, что на ключевом участке, за впадением Сарки — до 18 метров падения на километр длины – и это действительно много.
И совсем не гладко, в отличие от предыдущих рек.
По нашей средней воде — сплошной слалом между крупных камней, часто на фоне высоченных обрывов красной глины. Неожиданно, напряженно, красиво…
И именно, что не гладко!
Один раз замешкался — думал пристать, что ли, для кадра… — прижало к валуну, стало заливать. Выскочил – благо, неглубоко. Лодку продолжило «наматывать», плющить о камень, еле-еле стащил.. К счастью, каяк выдержал — все-таки надувной он более, чем каркасный.
Еще было что-то вроде кульминации – узкий кривоватый слив между камнями. Влетел в него не пойми как, и чуть не показал дно коллегам, визуально страхующим из улова ниже.
В итоге, за мной 2 косяка
А если б пик паводка поймали, еще почище бы было!!
Сплав по Ащине, повторюсь, безусловно яркий, красивый и разнообразный, пролетел как миг.
Подхватываем оставленные в устье вещи, переплываем на другой берег Ояти.
Обедаем, сдуваемся, упаковываемся, допиваем.. Идем пешком к трассе, как появляется связь, вызываем знакомого водителя.
Мол, все прошли, все спиртное выпили, дяденька заберите нас отсюда!
-Куда? На поезд, на станцию Лодейное поле.
Куда же мы поедем дальше?… Дома прорабатывалось 2 варианта — Карельские речки Видлица и Уница.
Но ни одна из них оставшиеся 5 дней не съест. Да и всего по одному стоящему порогу на каждой…
А ведь такой редкий ресурс, как физически сильная и психологически мотивированная команда, исповедующая принцип «слабоумие и отвага», да еще под четким техническим руководством Панина, надо по максимуму использовать.
Колян в пакрафте , Панин в моей Бродяге, я в Каяке 2020 Агваграфике вполне освоились — готовы к подвигам.
Наконец, какая разница — проехать ночью в поезде 4 часа или 8?
Поэтому — Северная Шуя.
Которая изначально вообще не озвучивалась как вариант. Дома краем глаза глянул на фотки порогов, подумал –нафиг-нафиг…
……..
Поезд на Мурманск в начале первого.
Посадка в него — отдельная песня.
Касса на станции Лодейное поле закрыта, дежурная сказала, мол, в поезде оформите.
Поезд вдруг не человеческий — пассажирский с плацкартами.., а гламурнейший 2-этажный, в котором только купе без каких-либо багажных полок.
И билет начальник поезда оформить теперь может только интернет…, а интернета еле-еле, а когда появляется, его рабочий планшет выдает «ошибка данных пассажиров»
В общем, очевидно как никогда, что прогресс — это зло)
Полтора часа мучаемся все вместе, пока не удается провести 3 билета, по отдельности. Зато каждый последующий билет дешевле, поскольку расстояние то меньше становится)
Потом кое-как распихиваемся по разным купе, я так быстро вырубаюсь…
День 4
В девять часов утра — унылая станция Сосновец. Рядом такой же поселок.
Хоть и 800 км севернее, но здесь те же калянуля, ветрено, мокрый снег чуть подсыпает, благо, сразу тает.
Помочь найти машину мне вызвался местный товарищ. И бутылка была заработана им вполне честно — обойдены с 10 потенциальных водителей, большинство из которых были уже либо вмазаны, либо лишены прав…
Заходить в перекошенные дома было как-то жутковато. Или жалко даже.
Знаток человеческих душ, мог бы написать отдельный рассказ «На дне»
Или про брошенный край…
Но увы, меня, более интересуют листочки и цветочки, водичка и тд.
Долго ли коротко, через одного уважаемого армянина — хозяина мастерской, трезвого и делового, вышли на другого уважаемого человека, бывшего мента.
Который примчался сначала на легковушке, а узнав что мы хотим до Кипозера, метнулся за грузовичком ГАЗ с кузовом, типа вахтовки..
Сторговались на трех тысячах, хотя, возможно, это стоило и дороже. Расстояние небольшое — 35 км, но дорога, точнее, последние 10 км – исключительно для трактора — колея, снег, грязь. Ехать по всему этому — настоящее искусство. Я, сидя в кабине, мог его оценить в полной мере.
У товарищей, «летавших» вместе в рюкзаками от стенки к стенке в кузове вахтовки, и при этом умудрившихся допить все пиво, остались, вероятно, несколько другие воспоминания)
Вывалились они оттуда, эээ….в меру экспрессивные.
Причем Колян — настроенный на дневку, а Панин – на скорый старт.
Сама собой устроилась довольно продолжительная «сиеста» После которой Панин еще более ускорился. Воодушевленный, выдал речь о белой воде, о том, что на порогах собираться, и бодро угреб.
А Колян окончательно замедлился))
С полчаса сурово наблюдал за его сборами, пока не убедился, что тот не останется «отдыхать» — усаживается в лодку.
И с облегчением пошел догонять Панина.
Типа, здравствуй, Северная Шуя — незнакомая и ужасная (поскольку лоции толком изучить не успели)) Благо, сегодня вряд ли дойдем до чего серьезного.
Под мостом быстрина, не сказать, что сильно полноводная.
Дальше речка спокойная, вровень с рыжими верховыми болотами, сплошь мхи, багульники, сосенки. Небо низкое, серое с переливами…
Даа, самая настоящая Карелия))
Верхнее и нижнее Кипозеро – тоже Карельская классика, в красивых сосновых высоких берегах. Потом начинаются мелкие перекатики, потом помощнее…
Хорошо! Какое-то особое очарование в этой суровой, только что освободившейся от снега природе. Размеренно отсчитывается время — час, другой, третий, и километры…
Только очень интересно, а где все-таки Панин?
Коляна я хоть один раз дождался, в начале озер… Теперь скоро не жду — на озерах его пакрафт ощутимо отстает…
А Панина не видел вообще. Вот и шиверки пощли, а все равно нет…
Множество мест для стоянок, смеркается). Нет Панина.
Наконец впереди зашумело. Зачалился смотреть. Простой, но именно ПОРОГ, с выраженными сливчиками, с определенной траекторией движения. Позже выяснили, что это было Бутылочной горло…
Но здесь Панина тоже нет ((
На горке над порогом классная стоянка. Стою на ней в гордом одиночестве….., очень хочется кого-нибудь придушить(
Ааааа, сцукааааа, где все!!!!!!!!!!
……….
Благо, хоть Колян приплыл на удивление быстро….
Уже довольно темно, остаемся здесь. На тему «где Панин, и что делать» теперь «паримся» вместе.
Не самый веселый вечер..
Завтра погребем дальше, до трассы, там будем звонить в МЧС — мол, у нас потерялся мальчик 36 лет((
День 5
Утром на всякий случай подождали до 10 – мало ли. Без особой радости стартовали, часа 2 пролопатили … и обнаружили скучающего Панина, катающегося по плесу перед стоянкой, на которой дымился остатки костра.
-Привет, как дела?
-Как, наши, блядь, дела???!!!???
………………………………
Я коротко, но надеюсь, убедительно, выразил свои чувства. Полегчало)
Общение, кстати, происходило на ходу, в процессе его даже что-то проскочили без просмотра — вроде порог «Чайник»
А за ним первый знаковый порог — Белая лошадь.
Только «правильную» протоку, незаметно отворачивающую налево, мы проигнорировали.
Поперлись, точнее я поперся, тупо вперед. А остальным ничего не оставалось, как последовать за мной…
А «тупо впереди» оказалась каменная горка, слегка прикрытая водой, согласно описаниям непроходимая.
Ничего не оставалось, как совершить первопроход))) Раком-боком, но без повреждений себя и матчасти…
Белая Лощадь. Правильная протока — крайняя левая.
Прохождение левой непроходимой протоки.
Так куда, собственно, уходит основная масса вода? Взяли с Паниным лодки, пошли в лес искать. Колян с чего-то остался покурить на плесе…
Переправившись через центральный рукав, в конце концов, добрались до «правильной» протоки.
Какая прелесть! В красивом соснячке — каньончик из красного гранита, узкий поток со сливчиками и прижимами. Будто для тренировок по слалому.
Панин прошел, естественно, играючи, я как всегда нервно… но успешно.
Настроение восстановилось окончательно)
Солнышко в унисон выглянуло, сразу потеплело.


Прохождение Белой Лошади.
Дальше — мост трассы, плесы, ветер северо-восточный встречный, ледяной.
Но на поворотах, где ветер в спину и солнце в лицо – май все-таки чувствуется. Как, например, на этом бережку, где пообедали.
Остаток дня — перекаты, перекато-пороги, и, наконец, — Сосновый.
Если те были игрушечные, то тут не до шуток.
Мощь, грохот… и вообще не совсем ясно, что в нем делать. Какая-то кривая струя с несколькими кривыми сливами, и, соответственно, кривыми бочками.
Больше б воды, оно все, может, и сгладилось бы! Меньше — так хотя бы не так страшно было…
Плюс к тому, опять снег пошел(
То, что Панин прошел гладко меня не удивило.
Коляну, который на пакрафте проскочил, будто раньше только этим и занимался – респект)
Отчего же конкретно кильнулся я, из-за сложности или из-за испуга, или из-за того и другого, –вопрос!
Выполнить «эскиматрас» — заползти на каяк с воды не вышло.
Порядком выдохшегося, Панин отбуксировал меня с лодкой к берегу…
Где под усиливающимся снегопадом мы занялись лагерем…

Порог сосновый и мой заплыв в плесе за ним
День 6
День шестой, самый драматичный, по крайней мере для меня, я вынес как затравку вперед.
Посему здесь прилагаю только карту…, ну и еще пару фоток Падуна.
День 7
Утром солнце доедает остатки снега, стабильный плюс воспринимается как жара. Воистину, ВЕСНА. Как ждали ее все семь дней похода. И дождались)
Плесом ниже Падуна — крайний серьезный порог – Зигзаг.
Название говорит само за себя. Нужно вписаться в зигзагообразную траекторию, и при этом не влететь в хорошую бочку. На вид не очень промываемую.
Что все успешно и сделали, как всегда под четким руководством Панина.
По солнышку, теплу заниматься таким вещами все-таки несравненно приятнее)



Прохождение Зигзага
Несколько мощных веселых шивер. Спокойный участок. Железнодорожный мост.
Поселок Шурецкое, как и большинство населенных пунктов севера — будто после бомбежки или какой-то катастрофы.
За перекато-порожком Морским, что самом поселке, чалимся на правом берегу. Отсюда ближе всего к станции и магазину…
Наш поезд завтра.
А сегодня для полного удовлетворения нужно выйти в Белое море и «почилить-позагорать» на каком-нибудь острове… Ну как-то так представлялось в «погожие» дни похода)
Пока ждали продавщицу с обеда и закупались пивом (ничего боле крепкого не было), МАЙ опять закончился, ветер нагнал низкие серые тучи, посыпал дождь.
Навстречу всему этому безобразию выгребли в губу… Вот и море, в устье островок с каменными облизанными берегами. Но настолько все серо, мокро и промозгло, что катарсис как-то не приходит)
Нужно срочно где-то прятаться от ветра и дождя. Впереди, справа от устья Шуи, каменный мыс выдается…На мысу симпатичный соснячок, но продувается.. А в сырой ложбине за ним оносительно тихо.
Остаток дня вряд ли соответствовал модному слову «чилить».
Суетились под тентом, постоянно реанимировали полуживой костер, разведенный чуть не в луже. Пиво не сказать, что не шло… Но напиток 70% личного приготовления (спирт +лимон) был бы гораздо более уместен.
Когда дождь все-таки стих, улегся спать на каменных плитах — чего-то выбесила бестолковая толкотня у костра..
Вырубился быстро.
Раз открыл глаза — тишина, нежный рассветный градиент в чистом небе.
Второй раз открыл – опять затянуто, моросит. Пришлось перемещаться под тент.
Вот же ж погодка на северах, или на море? Меняется радикально каждые 3 часа…
День 8
Да уж, меняется…
Хорошо что не в одну только сторону. Под утро сильно задуло с материка, сухо и тепло. И моменту как встали, небо расчистилось , солнце втопило на всю мощь.
Был еще один сюрприз. Отлив.
Губа-залив – теперь поле серой блестящей грязи. Кто б мог предположить, что настолько вода уходит… Вроде бывал на Белом море, но такого и близко не видел.
Благо, недалеко от нашего мыса – сизая полоска фарватера Шуи, волочемся к ней метров 100 по щиколотку в цементноподобной массе..
На некоторое время наши пути расходятся.
Колян на пакрафте гребет обратно в реку, и далее в поселок. Парусность у него большая — не для прогулок по морям.
Мы с Панином более ходкие – осторожно пошли в направлении выхода из губы, гонимые в спину порывами ветра и отливным течением.
Далеко не решились — кто-его знает, как потом возвращаться, остановились на симпатичном острове Едострове в нескольких километрах…
Место волшебное.
Каменные, облизанные волнами скалы, цветные лишайники, декоративный перелесок из сосенок и березок.
Идеальное место для «чиллинга». Или как его там)
Попиваем чай, доедаем паниновские борщи. Смотрим вдаль, где сплошная бирюза, вода и небо смыкаются.
Наблюдаем, как вода на глазах возвращается, поглощает камни и отмели.
ЧИЛИНГ как он должен быть!

Забор пресной воды для обеда
За каких-то 2 часа картина изменилась радикально. Вокруг не глинистое мелководье, а синь с бурунчикакми волн.
Величина высота прилива 1,3 метра в среднем, гласит карта, а мне показалось еще больше.
Обратно не кривым фарватером, а по прямой в устье Шуи.
Ветер, волна, соленые брызги, солнце в лицо..
Прекрасный момент! В особенности прекрасно, что мы держим хорошую скорость против ветра и волны, нас никуда не уносит и мы спокойно успеваем на поезд.
Поскольку нужный нам поезд на Шуерецкой не останавливается, нужно подъехать полчаса на пассажирском до Кеми — ближайшей крупной станции.
А там уже грузимся в 2-хэтажный до Питера, все тот же гламурный, который без багажных полок.
Но мы все в разных купе, и по рюкзаку под стол воткнуть можно. Простите, мол, извините..
…..
Товарищ-руководитель, пошли в вагон-ресторан! — Колян уже предвкушает переход в режим ПАНКА. Ему, гитаристу панк-группы, по другому и нельзя) Имидж, однако!
С такими товарищами не грех и «вмазать» — благодаря им, собственно, все и состоялось….
Но лучше поваляюсь на постельке. И так полна коробочка -полнее некуда!…
………….
Здесь по законам жанра был должен был бы следовать заключительный абзац. Жизнеутверждающий и в меру пафосный.
Но на этот раз пусть будет просто фотка) Сделана на старте похода, но вполне соответствует и финишу…
Слева-направо Дмитрий Панин, Колян Рещиков, Кир Тихомиров
...........
P.S. Спасибо, как говорится, за внимание...
Если понравилось, можно подписаться на мой ТГ канал https://t.me/kir2003_site
Если, конечно, вы уже не там)
Также есть страничка в Контакте https://vk.com/id608851795
И даже в Фэйсбуке https://web.facebook.com/kirtikhom
Абзац добавлен автоматически, если по каким-либо причинам неуместен в данном тексте, приношу извинения.
Оу! У тебя «каяк 2020»? Поздравляю с обновкой, давно смотрю на этот каяк, жаль всех лодок не купить…
Очень круто, ребята, очень круто!
Спасибо)))
Обожжжите…Вот-вот описательную часть закончу!