ВелоСОЛО Опочка-оз.Арно-г. Лобная-Кудеверь-оз. Каменное-р.Великая-Езерищи 20-23.10.17

-А что там дальше за Лобной горой ?  — спросил я хозяйку дома в д.Власково, когда катался по Бежаницкой возвышенности в мае 2016 года
-А там ничего нет, все заросло давно…
С горы было видно — действительно ничего  нет- ни дорог, ни крыш, ни полей — только лес, уходящий волнами до горизонта.  И с тех пор появилось стойкое желание прийти оттуда, из этого моря. И обязательно по золотой осени.

Г. Лобная Фото из  похода в мае 2015г.

В 2016 я как-то прозевал прохладную золотую пору. Или даже ее вообще не было — затяжные дожди после резкого  похолодания перешли в снег.
В октябре 2017 тоже надолго зарядили дожди, я с пристрастием следил за прогнозами.  Во второй половине октября, наконец, дождался. Давление уверенно поползло вверх, соответственно погода установилась  ясная и холодная, с заморозками и утренними туманами.
Но, как на зло, вездесущий вирус одолел — три дня просто ползаю, не выхожу из дома. А дальше уже обещают снег…
Вариантов нет, надо ехать. Там, хочешь — не хочешь, придется выздороветь.

Автобус Гомель-Питер почти пустой. До Опочки, как и до Пскова  билет стоит 35 рублей +5 велосипед, 7 часов в пути. В первом часу ночи на окраине Опочки высаживаюсь, собираю вел.
Температура близка к нулю, в воздухе висит влага, дорога в лужах, трава, кусты – словно после дождя. Почему я не в резиновых сапогах, а  в кедах, объяснить  себе не могу. Может, гомельские +15 и сушь расслабили…. Ну да ладно, все ж не зима, прорвемся!

Ночевать наметил на речке Шесть, как раз на краю  интересующей меня обезлюдевшей территории, до нее около 30 км.
Поехали! Сначала  простуженный организм не понимает, что от него хотят.  Но через полчаса вкручивания  согрелся, более-менее приспособился. Небо ясное, грейдер чуть виден в свете звезд, еду без фонаря. Уже было начал получать удовольствие, но тут из не пойми откуда взявшейся тучи  сначала заморосило, а потом откровенно начало поливать.
Вот к этому я явно готов не был. Кругом заросшие пустоши, кусты —  спрятаться негде. Остановиться, одеться теплее тоже нельзя  — все вымокнет. Батарейки в фонарике сели, на дожде тоже не поменяешь, дорога раскисла, очки залиты — еду почти в слепую.
Молюсь, чтоб в ближайшей деревне  была остановка с навесом. Уфф, есть.
Прячусь от ледяного дождя, прихожу в себя, одеваюсь. 3 ночи. До Шести  крутить еще 10 км, немного, но что-то азарта нет. Спать что ли на грязной остановке…
Но дождь так же резко прекращается, опять  звезды и холод.
Кручу полудохлый дальше, ноги ноют, рюкзак сползает, то, что вымокло — подмерзает, еще и жажда мучает. Крутится в голове, что-то я «перебрал» на этот раз. Уж больно радикальное «лечение»!

10  км тянутся медленно, наконец, грейдер спускается в смешанный лес, к искомому мосту через Шесть.  Ну и что дальше?  Все заросло, трава, листва — не прикоснуться — будет душ.
Зато под мостом что-то вроде пологой песчаной террасы над водой, относительно сухо. Сама речка неширокая, течет быстро, но спокойно, без всяких намеков на шиверы, которые я ожидал здесь увидеть.
Капли   с бульканьем падают в воду, эхо под мостом гулко умножает звук. Под этот странный приятный аккомпанемент выпиваю миску ледяной воды из реки, залажу как есть в спальник,  быстро вырубаюсь. Сыро, но не холодно.

Трек первых суток
Река Шесть с моста на дороге Духново-Кунино

Утром над рекой туман, наверно красивый, но я лишь приоткрыл глаза и заснул дальше. Окончательно проснулся часов в 11. Не бодрый, но и не мертвый.  Ясно, более-менее тепло, надо побыстрее стартовать к первой цели — озеру Арно.
До деревни Кунино продолжается еще 5 км гравийка, сама деревня – последняя жилая, расположилась у озера Кунинского. Над самым озером холм, весь усыпан золотой листвой, опадающей с высоких ветвистых деревьев.  Здесь тоже были хаты, но сейчас лишь кирпичная труба поднимается из зарослей.
Дальше дорога разъезжена лесовозами. Черная,  жидкая как сметана грязь  и в колеях, и между, и по обочинам. Попытался сбежать по пунктирной дорожке на Генштабе – сразу уткнулся в непролазные чащи. Да уж, начало… Уныло плетусь, проскальзывая в жиже —  чувствую себя совсем больным.

Озеро Кунино. Руины дома на холмистом берегу.
Разъезженная лесовозами дорога за д. Кунино.

Но лесовозы, к счастью, далеко не заехали. Отворот на Дундино —  просто идеальная дорожка. Твердая, скоростная, с канавками по бортам — еще долго проживет. Лес  — не хмызняк, а взрослый, красивый — много кленов, дубов, засыпавших колею листвой.
Скоро дорожка поднялась из леса на  открытые холмы. С них открылся вил на озеро Арно. Синяя гладь воды под синим небом, седые холмы, коренастые дубы и вязы, полупрозрачные перелески, тронутые золотом еще кое-где оставшейся листвы, под их сенью — темные хаты-призраки нежилой деревни.
В виде этом как бы собралось все то, за чем ехал — ясность, простор, тишина, какой-то особенный  покой, возникающий там, где редко бывают люди, где природа вернула своё.
Ощущение, что не зря решился и выбрался, сразу прибавило сил.
Спуск с ветерком, вот я уже у обветшалых хат, прячущихся в зарослях. Здесь скоростная дорожка предсказуемо закончилась.

Дорожка к нежилой деревне Дудино. Колея с севера от оз. Арно
Озеро Арно, исток Алоли.
Мертвая деревня Дудино.
Интересный участок оз. Арно — г.Лобно

Колея, огибающая озеро с севера-запада, идет через низину, заполнена скользкой глинистой грязью, похожей на цемент. Проехал, точнее, прошел, еще точнее, перебродил, проскальзывая в кедах, медленно, но  уверенно. С востока от озера снова замечательные холмы. Сначала лесистый холм — елово-кленовый. В колее — завалы кленовых листьев, над которыми  растекается в воздухе сладковатый запах. Так может пахнуть только такая кленовая листва, подмокшая, а потом подсушенная на солнце.

Потом снова открытые гряды, серебристые от какой-то неизвестной мне высохшей травки,  с могучими  отдельно стоящими деревьями. На пригорке между 2 дубов — кострище, колоды-стулья, чайник со сковородой. Наверное, сюда ездят на рыбалку на тракторе или УАЗике… А вот и разворот…. Ну и  что же дальше — лихорадочно сканирую глазами травы!
А дальше все-таки читается колея, правда, давно не обновлявшаяся. По ней заталкиваю велосипед на очередную гряду, уже со спелым березняком. Дорожка постепенно углубляется в дремучий лес, петляет между гряд и болотин. Лес хоть и дремучий, но  чистый, «парковый» — подлеска мало, преимущественно рослые осины, клены, ели.

Озеро Плотишно
Шикарная лесная дорога
Живописные холмы на восточной стороне от озера Арно, бывшая деревня, теперь урочище Колкишкино.
Моя дорожка.

Найденной мной дорожки  нет ни на дотошном Старом генштабе, ни  на «Новом генштабе», даже на спутнике не видно.
Заканчиваться тупиком, тем не менее, она не собирается  —  выходит на свет, огибает озерцо, бродит через ручей, потом идет тростниковой низиной, где сама уже превращается  ненадолго в речку. Появляются следы шин трактора. Ага, сейчас куда-нибудь выйду!
И вышел. На стоянку на берегу оз. Петруховского. Тупик. Как могли из ниоткуда взяться следы тракторных протекторов — не понимаю. С пристрастием изучаю обочины на краю болотистой низины там, где согласно карте должен быть отворот на деревню Рассолово, – ничего. Возвращаться назад к Арно —  считай, день будет потерян.
Углубляюсь в лес, пытаюсь «подрезать» нужную дорогу там. И удается. Среди совсем не парковых зарослей  лещины и ольхи  видна просто полоса крапивы и прочей низкой растительности. Навигатор подтверждает, что я на дороге. Веду велосипед с полчаса, дорога не хиреет, наоборот, проступает все явственнее. Где-то уже должна быть деревня — поднимаю голову – а вот же она! Над болотцем гряда, там за стеной хмызняка — опять черные мертвые хаты.

Стоянка на оз. Петруховском, которой дорога и закончилась
Нежилая деревня Рассолово

За Рассолово все проще — со стороны приходит тракторная колея, холмами  ведет на запад. Единственный по «Новому генштабу» отворот на гору Липницкая, высшую точку Бежаницкой возвышенности, так и не увидел, как ни старался. Зато впереди, на плече открытой гряды, показывается  знакомый крест.  Это Лобная гора, совсем не выглядящая отсюда Горой.
Несмотря на это, чтоб забраться на нее, приходится долго толкать велосипед вверх по дорожке, вьющейся серпантином через лиственный лес — клены, дубы, вязы, и кто его знает, какие еще благородные деревья.
Наконец, знакомые руины церкви, вершина — пологая  площадка с крестом, вид на лесные просторы, откуда я пришел. Солнце успело сесть в полосу облачности на горизонте. Все потускнело, ну и ладно, кадров с Лобной горы у меня хватает с прошлой поездки.  Все равно надо аккумулятор экономить —  Сонька раскапризничалась, за предыдущую ночь его почти  полностью разрядила.

……………

Почти на самой вершине, за купкой деревьев, располагаюсь на ночь.  Заготавливаю дрова — выламываю сухие повисшие сучья из раскуроченного дерева рядом.   Воды предусмотрительно набрал в полторачку  по дороге.

Чай и горячая еда. Целые сутки было не до того, сейчас просто неописуемое наслаждение от каждого глотка или ложки. Даже  удивительно!
Можно сравнить только с наслаждением от яблока, холодного и сочного, поднятого с травы, когда ты взопревший. Но сегодня с яблоками была напряженка…

Абсолютный штиль, небо на вершине холма открыто во все стороны, небосвод усыпан звездами. Сухие лиственные дрова горят замечательно  — в метре уже все покрыто изморозью, а мне даже жарко. Прямо у костра и ложусь спать, платку не ставлю, просто ей накрылся – так ощутимо теплее.
Но долго не могу заснуть. Кругом  нет даже символических  стен леса или гор, только звезды. Лежу на спине, смотрю на мерцающий ковер — немножко даже жутко.

……………

Утро второго дня было на редкость хмурым. Морозный туман  переходил в низкую облачность, иней, обильно покрывший все вокруг,  таять не хотел.
Пока было совсем мрачно, я успел перебросится по  малоинтересным гравийкам  на юг от Кудевери.  Там свернул на деревеньку Поречье, чтоб забрался в очередной «затерянный мир» в поисках очередных «чудес».

И конечно же нашел!  Миниатюрную горную речку Каменку, приток уже знакомой мне Копытовки (которая, в свою очередь, приток Алоли). На ней —  старую мельницу, с многоступенчатым водопадом и замшелыми руинами стен. И замечательную лесную дорожку Дударево-Мошково вокруг озера Каменного. Сначала тоже скоростная, кленовая, пахучая, потом исчезнувшая и найденная вновь, при прочесывании леса, под причитания «Дороженька, ну найдись, ну пожалуйста! Мне  ж обратно полдня выбираться отсюда..»

К тому времени чуть разветрилось, из редких окон пробивались лучи, и вдруг где-то в общем сизом фоне вспыхивала ярко-желтым грива леса, или отдельная березка. Этой совсем незначительной деталью  все преображалось — ведь дело не в количестве солнца, главное знать, что оно где-то есть…

На участке Мошково-Дровенево ехать не пришлось, зато вдоволь намесился грязи и набродился.  Посему решил не продолжать путь, как задумывалось, к истоку Великой по очередной с трудом различимой на Яндексовском снимке дорожке. А поскорее выбраться из глуши, заночевать на Великой на знакомом броду за деревней Монино.

Повернул к условной «цивилизации». Постепенно снова стали появляться проезжабельные участки. Темнело, я торопился, слетал   по каменистым горкам, бродил на скорости лужи, вкручивал на взлетах. Почувствовал настоящий драйв — короткий горник на широких покрышках просто создан для такого рельефа, не в пример гибриду, на котором я обычно катаюсь.

На броду был в темноте.  Брод — он же перекат. Прямо над перекатом высокий открытый бережок, там и стал.  Ночь ясная, еще более морозная, чем предыдущая, с реки — сырость, костер из влажной ольхи нужно все время раздувать, так что наплакался, надышался дыма. Зато спал крепче, чем на горе со звездами.

Трек второго дня

 

Река Копытовка перед оз. Водовое — для сплава вполне подойдет
Речушка Каменка. К сожалению, не проходимая.
«Вкусный» участок 2-го дня.
Мельничная плотина на Каменке.
Мосток через Каменку.
Замечательная дорожка с запада от оз. Каменное
Озеро Каменное
Дорога к деревне Мошково
Охотничья вышка на берегу Каменного
Небольшой кусочек «культурной» дороги в деревне Мошково

……….

Брод через Великую за д. Монино. Место 3-й ночевки.

Утром  3-го дня настоящий крепкий морозец. Все опять заледенело, покрылось инеем.  Но зато на небе —  ни облачка. Стоило показаться солнцу, стало радостнее и теплее, по крайне мере, психологически. А когда лучи, скользнув по перелескам, упали на траву, и она мгновенно засверкала рассыпающимися разноцветными искорками, душу заполнило ощущение праздника, как на Новый Год в детстве…

Костра я по утрам обычно не делаю, но тут он оказался необходим. После вчерашних катаний по лужам  трещетка намертво примерзла к колесу– колесо, соответственно, не крутилось. Чтоб не возиться с ольхой, пришлось дотащить вел  до ближайшего ельника, поджечь скруток сухих еловых лап, сунуть в огонь втулку.  Помогло быстро, трещетка оттаяла — поехал.

В лесу было еще сумрачно и холодно, но скоро я оказался на лугах перед  деревней Чернецово. Здесь опять все  было в инее, и, кроме того, откуда-то выплыл туман. Он то сгущался, окутывал холодной влагой, превращая солнце в расплывчатый белый шар, а все остальное в неясные контуры, то разрежался, впуская небесную синеву и солнечное тепло.
Весь этот природный спектакль  украсил бы самую невзрачную местность, но верховья Великой – и без того на редкость живописные места… Да и я еще петлю изысканную задумал – с  2-мя бродами через Великую и потом самым берегом озера Бол. Остриё…

В общем, ощущение Праздника не покидало меня и достигло предела, когда я выехал к первому броду, на дорожке Чернецово-Заречье.  Шивера ниже, шивера выше — обе уходят в туман, солнце рябится на воде, листики желтые висят — я окончательно впал в умиление) Выжал из фотоаппарата последний кадр, к счастью, удачный…

Потом чуть более прозаично. Туман потихоньку развеялся,  ноги после второго, более глубоко, брода перестали согреваться, дорога вдоль озера, тоже весьма живописная по итогу, нашлась со второй попытки и сначала представляла отчаянное продирание в зарослях трав, с матами  и просьбами неизвестно кому «Дорога, найдись, ну пожалуйста!»

«Вкусный» участок дня третьего
Утренние виды
Деревня Чернецово
Брод через Великую выше озера Верхнего

К обеду выбрался на широкий новый грейдер на Красное. Третий день похода перешел во вторую половину. Пора определяться, как возвращаться на родину. Простой вариант — по трассе ехать в Езерище – оставляю как запасной. А попытаюсь-ка мимо озера Свибло  выехать на знакомую мне  дорожку Идрица-Бояриново-Старая Пустошка. По ней до Россон, потом, соответственно, до  Полоцка.

Боязно. Километраж неслабый. Цепь проскакивает. Я не в лучшей форме. Послезавтра утром кровь из носу надо быть в Минске. Но все-таки попробую.
Значит, нужно еще  сегодня накрутить побольше километров. Что и делаю.  Красное-Васильки-Поддубье-Яссы. За исключением участка Васильки–Поддубье, – малоинтересные грейдера, по сторонам  — какой-то тоскливый хмызняк, ледяной ветер.

Заключительный перегон дня 3-го

Под вечер пересек трассу на Питер, остались еще час светлого времени и километров 15-20…
Но  у озера Езерище  оказался перед бродом через речушку Крупянка. На карте я вообще ее проигнорировал, мало ли бродов уже было…  А тут зрелище внушительное — растеклась в стороны, подтопив колеи, посередине ощутимое течение, на вид чуть не по грудь.
Ноги до сих пор после утренних бродов не согрелись… А на моем берегу  — отличная стоянка  — сосновый лес, обрывчик над водой, навес, столик, сидушки.
Все. Хватит. Раз так, значит, завтра в Езерищи по трассе.

Не сильно расстроился. Вообще не расстроился.
Натаскал сухих дров, принес воды с запасом, чтоб никуда больше не ходить, развалился у огня. ЖПС больше не нужен, значит можно пользоваться телефоном как фонариком (батарейки в налобнике сели окончательно), и аудиокнижкой. Так что вечер прошел с развлечениями и светом.

Место ночевки на реке Крупянка, которую я бродить так и не решился.
……

Утро дня четвертого. Температура 0, погода серая, деревья голые – даже не верится, что 2 дня назад я фотографировал золотую осень. Какой, все-таки, это неуловимо короткий момент…

По Питерской трассе до Езерищ не то чтобы много, но и немало —  80 км.
Основная загвоздка, что у звезд осталось два рабочих сочетания, при всех остальных  — цепь безнадежно проскакивает.
В общем, описывать нечего. Вкручивание, нервное, медленное, но с явным лечебным эффектом. А то накануне опять раскашлялся на весь лес…
Доехал до Езерищ за 6 часов,  зашел в кафешку,  попросил чего-нибудь поесть.
Дали просто божественный борщ – много, горячий, вкусный — и котлету с гарниром.. Поел — будто выпил, аж покачивало…

Оставался  дизель до Езерищ, ожидание поезда в Витебске, и собственно, ночь в поезде на Минск  — все как в тумане.  Подъедал чего-нибудь, запивал чем-нибудь,  задремывал…

Вот такой очередной поход, который удался, поскольку я несомненно зае несколько утомился)

Трек всего маршрута.

P.S. Если нужны карты с привязками, пишите, вышлю. Или склейте сами в замечательной программке SAS.Planet

...........

P.S. Спасибо, как говорится, за внимание...
Если понравилось, можно подписаться на мой ТГ канал https://t.me/kir2003_site
Если, конечно, вы уже не там)
Также есть страничка в Контакте https://vk.com/id608851795
И даже в Фэйсбуке https://web.facebook.com/kirtikhom

Абзац добавлен автоматически, если по каким-либо причинам неуместен в данном тексте, приношу извинения.

Комментариев: 7
  1. Кирилл, не перестаю тобой восхищаться. В очередной раз твоя сила и воля победила все опасности, все невзгоды.
    Ты точно железный человек.

  2. Спасибо.Вдохновило как всегда.Всё:выбранный маршрут,фотки,стиль слова,не к чему придраться.Сплошное удовольствие

  3. Кирилл! Огромное Вам спасибо! Я 30 лет не была на родине моих предков. А из Вашего фоторепортажа смогла снова увидеть родные с детства места. Родина моего папы деревня Колкишкино. До 16 лет я ездила к бабушке каждое лето в эту деревню отдыхать на каникулы . Вы сделали фото прямо с холма, где стоял наш дом с видом на мое родное озеро Орно (сейчас Арно). Как раз в этом месте на озере стояли наши деревянные лавы и лодки-камейки, а чуть правее была наша купальня с песчаным дном. В деревню Дудино мы ходили через день за молоком. Не знаю, видели ли Вы слева по дороге из Дудино в Колкишкино большую воронку с водой. Это место мы называли -бомба. Во время войны там упал снаряд и образовалась большая воронка. А на подходе к деревне слева было большое захоронение фашистских солдат. Мы в детстве туда ходили смотреть на разрытые могилы (постарались черные копатели). По рассказам бабушки, в нашем доме во время войны жили немцы. А бабушка с детьми жила в сарае, потом их всех немцы угнали в Латвию на работы. В деревне Рассолово жили наши родственники,по праздникам мы ходили к ним в гости. А в деревне Кунино похоронена моя бабушка. Вы проехали путь, который я, с братом и сестрами, исходила вдоль и поперек. Озеро Орно, субры и леса вокруг деревни до сих пор снятся и манят своей красотой. Грустно до слез, что мои любимые деревни исчезли с карты России. Крепкого вам здоровья и новых интересных маршрутов!

    • О,а моя мама тоже в Вашу деревню ездила к бабушке, часто вспоминает свое детство. В Колкишкино. Хорошевы. Отпишитесь, Татьяна, если Вам не сложно. Почта arttext@mail.ru или statya2012@mail.ru Автор, спасибо за интересные фотографии!

  4. Спасибо огромное)
    Очень радостно, что этот текст до Вас дошел!
    Прямо какой-то новый смысл в моем «бродяжничестсве» появился)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.