Путешествие на Псковщину 06-10.05.16

Давно собирался забраться на велосипеде в глубь Псковщины.
Во-первых, в моих излюбленных местах за Витебском и Полоцком,  приграничье Псковской области, некатанных  дорожек, невиданных озер и рек  почти не осталось – исколесил все за 6 лет
Во-вторых, хотелось посмотреть-разведать речки, сбегающие с Бежаницкой возвышенности — Льсту, о попытке сплава по которой мелькнуло в сети, давно интриговавшие меня верховья Великой, да и все остальные, что попадутся на пути…
Ну, и в-третьих, хотелось очертить круг побольше, существенно расширив  район привычного катания на севере Беларуси.
….
Время выбрал — самое  начало мая.
Краткий момент, когда первая сочная зелень листвы еще не успела сделать темными и непрозрачными леса, а травы и кусты  скрыть зарастающие дороги. Пока еще нет ни мух, ни комаров, дни — жаркие и сухие, ночи – прохладные. В реках и озерах весенняя вода  — обильная, свежая, но уже прогревшаяся.

Вариантов, как добраться, было несколько — попуткой до Опочки, поездом до Бежаниц.
Остановился на самом простом и  дешевом — поездом до Витебска, дизелем до Езерищ, далее своим ходом по Питерской трассе.

День 1 — 06.05

Дизель прибывает в Езерищи около 11 часов
До условного начала маршрута — пересечения с речкой Ущей —  по трассе 50 км. Покрытие хорошее, машин немного. На участке Невель — Усть-Долыссы заканчивается масштабная реконструкция – идеальный асфальт, широкие обочины. Специальные машины огромными граблями выравнивают откосы, придавая дороге непривычно цивилизованный вид.

В Усть-Долыссах заезжаю на красивую лесную речку Рущеру, по которой сплавлялся прошлым засушливым летом. Прогулялся вдоль реки, посмотрел где брели пешком, ведя в проводку лодки – сейчас воды чуть ли не на метр больше, многочисленные  завалы, правда,  на месте)

Еще с 7 км по трассе до моста через  Ущу  — и начинается, собственно, маршрут.
В рамках глобального плана —  двигаться на север – придумываю на ходу мини-задачки.
Первая — сделать петлю через незнакомую мне здесь Ущу, точнее  Ущанку – так называется Уща в верховьях..
Уютная лесная дорожка. первая после шоссе, оттого особо милая, глохнет у реки, синим блеснувшей между деревьев.
Речка сразу интригует своим разнообразием.
Там где следы дороги  спускаются к воде —  остатки то ли моста, то ли мельницы.
Здесь русло сужается, заставляя воду бурлить мощным потоком,  потом растекается рукавами, уходя к обрывистому  берегу вдалеке.
Вода свежая и прозрачная, дно песчаное —  с удовольствием «гуляю» по пояс в  воде, любуюсь рекой, ищу подходящее место для брода. Потом перехожу уже с велосипедом и рюкзаком.
До следующего пересечения с Ущанкой еще километр.  Здесь  — восстановленное здание мельницы, у которой объявился хозяин (упомянуто в отчете «слав по Великой и Уще»), братская могила с красивым добротным памятником, видимо, дело рук того же хозяина, пешеходный мостик, под ним перекат.
И здесь задерживаюсь. Выше мельницы — узкий и быстрый поток. Синяя струя, желтый тросник, свежая зеленая травка — своеобразный триколор. Ниже — мелко растекается по камням, летом не проплывешь — надо будет проводить.
Наконец, прощаюсь с Ущей. Красивая речка — обязательно сплавлюсь по этому участку…

На краю д. Таланкино
Еще встречаются строчки.
Ущанка у первого брода. Новый памятник на братской могиле у мельницы.
Восстановленная мельница

Ущанка у мельницы.

Дальше, чтоб продвинуться на север, надо обогнуть озеро Ащо. Первый сюрприз — высокий сухой лес с множеством дорог сменился смешанным буреломистым. Проселок от озера Суховского на север — неезжен годами, но читается пока хорошо. Иду пешком по ковру белых цветов, угощаюсь заячьей капустой, собираю делянку сморчков – приятное дополнение на ужин.
Нежданно оказываюсь на накатанной дорожке, докатил по ней до Банево.
Эта деревня оказалась последней, в которой заметна активная жизнь.
Далее на север начинаются холмы и приболоченные распадки — зарастающая, труднопроходимая местность.
Я уже научен опытом. Даже предвкушаю  своеобразную  лотерею — сохранился или нет очередной пунктир проселка, нарисованный на карте генштаба.
За хутором Дмитрово дорога окончательно растворяется в зелени травы и кустов. Благо, в километре впереди на взгорках виднеются крыши деревни Зайцево.
Перехожу речушку по остаткам моста, спрятавшимся в траве, упорно пробираюсь к деревне через заросли и болотины.
Оказывается – нежилая…

Дорога за оз. Суховским
Дорога за Димтрово

Дома деревни Зайцево еще стоят, но каждый из них неторопливо и непохоже на других разрушается — один зарос кустарником, другой тонет в огромных борщевиках, в третьем провалилась крыша, прогнувшись дугой, в четвертом накренилась стена.
«Нащупать» на месте улицы дорогу не получилось — опять иду напрямик.
На следующей гряде вдалеке видны еще крыши. Опять  болотина, заросли, быстрый ручей, … вдруг неожиданно — следы работы экскаватора, маленький круглый пруд, только что вырытый, отсюда на высокий холм вьется тропка.  Наверху на лугу с ровной молодой травкой  свободно стоит хутор
Ухоженный, с разнообразными признаками активного хозяйства — ульи, амбары со скотиной, сад…
Позади — широкие  виды на уходящие друг за другом в золотистый свет заходящего солнца холмы с перелесками — место знатное!
Хозяева на месте – симпатичная пара — молодая девушка и парень с копной светлых курчавых волос, ни дать ни взять — Иван да Марья.
То, что я из Минска — их не удивило, больше меня удивило то, что сами они из Могилева — купили хутор, обживают этот «остров». Даже, оказалось, экскаватором копают сами себе озера.
На мой вопрос, как пройти на север, парень надолго задумался, после сказал, что остатки дороги на Логиново кое-где сохранились.
Этого мне было достаточно, не стал задерживаться – хотелось перед ночевкой какой-нибудь определенности.

Мертвая деревня Зайцево
Хутор Зайцево, выкупленный белорусами.. Сарай, прогрессивно утепленный соломой

Правда, получилось наоборот.
Ни по описаниям хозяина хутора, ни по навигатору с картой генштаба не удалось найти никаких следов дороги, или хотя бы места, где она могла  проходить когда-либо.
Спустился по косогору, пересек быстрый шумный ручей, забрался на следущую гряду. Дальше — по принципу минимального сопротивления —  куда идется — туда и шел. Получилось — вдоль ручья в каньоне.
Ландшафт чуть изменился — холмы и распадки по-прежнему, только поверху вместо хмызняка все больше чистого рослого леса, в распадке не болото, а быстрая речка.
Вечер грозил перейти в ночь, по-прежнему — ни тропы, ни дороги. До озера Ащо, где я собирался ночевать — как до луны.
Неожиданно оказался на  сухой  гряде с редкими березами, перед огромным гранитным валуном. Внизу шумела вода, там оказалось мощная бобровая плотина, за которой разлилась обширное озеро.

Пожалуй, хватит на сегодня. Тем более место уж больно атмосферное —
не удивлюсь, если когда-то здесь было, например, языческое капище.
Устроился прямо под камнем.
На ужин чай с халвой,  рис со шпиком.
И еще, будь они неладны, строчки – надо покрошить и сварить 2 раза,.. да и съесть- нет смысла оставлять на завтра.

Наконец, управившись со всем, расстелил на коврике спальник, положил под голову байку.
Посмотрел на кроны деревьев, звезды, закрыл глаза. Прохладно, сухо, душисто – лучше не придумаешь.

Бобровое озеро.

Место первой ночевки.

День 2 — 07.05

С утра рюкзак показался легче, велосипед, катимый рядом или «едущий» на плече, гораздо меньше цеплялся за ветки и кочки. Да и «дикая» местность была к удивлению легко проходимой – еще не успели подняться травы.
Потом и вовсе оказался на своеобразном  безлесом плато, по которому быстро, не петляя,  вышел  к деревне Логиново.
Здесь опять начался обжитый край, с дорогами и тропинками, домами и сараями, людьми и котами. Правда, без единого возделанного поля….
Быстро докатил, нагоняя время,  гравийками до деревни Забелица, приближаясь к следующей цели — речке Великой.

Холмы перед д. Логиново

Как по расписанию — очередное приключение! Лесная дорога справа от озера Ащо ткнулась в приболоченную пойму речушки Спастерка метров в 20 шириной. Из воды торчат гнилушки свай моста, явно не подразумевая наличие брода.
Речка резко выделяются  на фоне названий Ущо, Ащо, Исцо, Уща, Рущера не только названием.  Не быстрая и светлая — спокойная с темной водой, и яркими островками ярко-желтых цветов калужницы вдоль низких травянистых берегов
Благо, сейчас, в середине дня, не просто  тепло, а уже откровенно жарко — хотя б покупаюсь. А там и брод нашелся —  выше пояса, но все же!
Только продолжения дороги не нашлось, зато вместо него через стволы засветилась вырубка. Тем лучше! Значит, дорога будет, причем езженная!
Подошел еще раз к озеру Ащо, там, где на «генштабе» нарисован обрывчик. На высоком берегу с сосновым лесом — уютная малопосещаемая стоянка,   даже без подъезда. Еще раз искупался и напился.


оз. Ащо
р. Спастерка
оз. Верято

Время уходило незаметно, а я продолжал упорно тянуться на север – не раз шел пешком заросшими дорогами или просто по азимуту, потом нагонял по накатанным, благо здесь их было в достатке – начиная с озера Ащо и до озера Хвойно опять проходимые леса – боры, ельники, березняки.
Не задерживаясь, проехал вдоль озера Верято, по берегу которого благодаря доступности и сосновому лесу — сплошные стоянки.
Вскоре состоялась первая встреча с незнакомым участком реки Великой выше озера — неожиданная и приятная.  Неожиданная — потому что я собирался ехать правым берегом, но скатившись с очередной горочки вылетел на бревенчатый мост.
Он оказалось на месте обозначанного на гештабе брода.

Речка быстрая, шумная, с светлым песчаным дном, с водой, которую хочется пить. Похоже на Ущу, но шире и мощнее. Традиционно потратил пол часа, чтоб погулять вдоль берегов. Выше моста остатки какого-то сооружения — скорее всего мельницы. Ниже уширение – брод, за ним  высокий каньон с заросшими лесом склонами.
Затем нацелился на россыпь бесчисленных озер (более 15 по карте насчитал) слева от Великой. Направился к ним строго по прямой — на 5 километрах пути — накатанная дорожка, потом глухой проселок, потом просто мшистый чистый бор.
Озера прячутся в распадках
между лесистых гряд и горок.
Первое озеро — безымянное, без единого подъезда или тропы.

Через гору слева — озеро Окуневец. Вода в нем —  не рыжая или янтарная, а абсолютно прозрачная. У берега — проплешины белейшего песка на темном фоне истлевших листьев, глубже —  угольно черный сапропель. Ноги  казались  бело-синими, когда я заходил в воду..
Обнаружилась дорожка — опять покрутил педали — пролетел быстро мимо нескольких озер, красивой протоки в тростниках, и еще раз пересек Великую по мосту у д. Озерная.
Снова остатки каких-то сооружений, река по-прежнему быстрая, прозрачная, лесная, но заметно менее водная.

оз. Окуневец
р. Великая

От хутора Озерная (сейчас ухоженная дача) отличная скоростная дорога — ровный укатанный проселок —  до идиллической деревни на берегу озера с названием Харино-Бор  Миную еще деревню Чернец  — вот, наконец,  мост через Великую в верхнем течении, между озерами Ходшо и Верхнее.
Эти места интересовали меня более всего. Перепад  между озерами метров в 20 на 6 километрах, речка должна быть шустрой, что подтверждал единственый в сети отчет , но хотелось посмотреть своими глазами.

Ожидания оправдались. Прямо под мостом — узкая, быстрая, веселая шивера. Синеет, отражая небо, среди зелени ольшаника в одну сторону, сверкает серебром среди елей в встречных солнечных лучах — в другую.
Много я времени провел здесь, пробираясь вдоль реки и фотографируя. Наслаждался бурлящей водой, сверкающей, переливающейся, буквально «живой», в которую хочется окунуться или пить большими глотками. Что, впрочем, и сделал!
Воды для сплава в середине апреля после нормальной снежной зимы будет в самый раз. Только уж очень узка- не просматривается, перегорожена деревьями, нависающими кустами. В общем, интересно!
Дальше дорога  увела меня к Грихново, вернулся к Великой за деревней Чертеж, под озером Вяз, по шуму нашел  мельницу с порогом-водопадом.
Речка по-прежнему — сплошной перекат. Только воды здесь поменьше, деревьев в русле побольше, теперь уж однозначно для паводка и очень нервного сплава.
Время к 9 часам, солнце, совершив долгий дневной путь, скрывается за кромкой леса. После обилия солнца, купаний и впечатлений — меня буквально качает.
Выбрал место в старом темном ельнике в паре метров от воды.
Борясь с усталость, налившей тяжестью тело, пытаюсь сосредоточиться и устроиться. Благо, в одну сторону протянешь руку — дрова, в другую — зачерпнешь воды. Как на маленькой кухне! Перед сном опять пришлось заняться грибами-сморчками, набранными за день…

В высоком небе  звезды, справа — шум воды,  слева дотлевают угли костра, остается пожелать себе спокойной ночи.

Дорога на Грихново.
Мельница за дер. Чертеж
Место ночевки №2

День 3 — 08.05

На утро в ельнике темно, солнце с трудом дотягивается до земли через плотные кроны.
Встал поздно, в 10.
Колебался, ехать дальше на север или еще покататься вдоль Великой.
Выбрал  второй вариант — не пожалел — увидел много красивого и интересного.
С первого моста, рядом с которым ночевал — сюжет первый. Зеленый луг, пойменный светлый ольшанник, прозрачная вода с белыми бурунчиками, охристые галька и песчаное дно, все — в контрастных солнечных лучах.
За следующим мостом, в сумраке плотного ельника — насыщенно рыжая вода с солнечными всполохами под песчаным обрывчиком.
Брод через Великую за озером Ходшо —  синяя стремнина, к которая сбегаются желтые дороги с открытых травянистых холмов.
И само озеро Ходшо, вдоль берега которого от деревни  Баландино карта обещала проселочную дорожку.
Проселка предсказуемо не оказалось, впрочем я и не сильно на него рассчитывал.
Зато остальное  — было очередным сюрпризом.
Круто спускались к синей воде  горы, гряды, заросшие смешанным лесом или с редкими бором. Между ними — залитое  вровень с озером верховое болото с торчащими из воды сосенками.
Хорошее сочетание! Взмыленный перелазишь через гряду, таща на себе велосипед, потом приятно бродишь к следующей по щиколотку в воде.

. . .

Сделав  в итоге «круг почета» вокруг озера Ходшо, вернулся в д. Чертеж.
С Великой все ясно — по хорошей воде  в апреле — то что надо для захватывающего сплава в стиле «паводок на Лынтупке»!

Великая за мостом №1
Великая за мостом №2
вдоль оз. Ходшо
Брод за оз. Ходшо

Теперь новая страница — нужно переместиться из этой обжитой местности, тяготеющей к оживленной дороге на Локню,  в другую — к озеру Ильсто и Льсте, где идет дорога на Бежаницы.
Будто преодолеть своеобразный перевал.
Между этими дорогами на карте —  сплошная зелень лесов, крошечные деревеньки, между ними пунктиры, среди которых сложно выделить основной.
По прямой километров 15 км – обманчивая близость.
Зная «актуальность» генштабовских карт я предчувствовал, что будет интересно.
Начало пути — подозрительно «гладкое»  Дорога скоростная, прикатанная, едва успеваешь глядеть по сторонам.
Красивая деревня Девичье на берегу одноименного озера, за ней —  то темные леса с елью, то зеленые пригорки с отдельными дубами, островами мачтовой медноствольной сосны, перелесками, окрашенными нежным разноцветьем первой дробной листвы — желтой, нежно- зеленой, серебристой .. .
От озера Ельно накатанная дорога пошла на восток, мне же на север — 2 км до хутора  Путилово, еще 3 до Камешки. Если б я посмотрел на актуальную карту, то увидел, что ни деревень этих, ни дорог на ней уже нет. Но я, как всегда, развлекался с генштабом…

дорога к оз. Ельно
оз. Ельно
Дороги закончились, теперь по азимуту напрямик.

Хорошо освежил в памяти, что значит отсутствие дороги в такой местности. Между озерами Ельно и Островок чего только не было, буреломистые ельники, заросшие холмы, заболоченные распадки, косогоры, ручьи…
Никак не мог удержать направление, пытаясь придерживаться «ходибельных» мест, продвигался не по прямой, а  размашистым зигзагом,  но в результате залез в подтопленное болото, да еще с буреломом.  Взмыленный, затратив на преодоления километра по азимуту более часа, вышел-таки на открытый холм над озером Ельно, где ожидал увидеть хоть какие-то следы деревни Путилово.
Но кроме нескольких древних плодовых деревьев – ничего. Ни следов домов и улицы, ни дороги.
Заметался, стал уже спускаться в болото. Потом вернулся, представил, где могли бы стоять дома, мысленно провел улицу и продолжил ее в лесу. Среди деревьев прочиталась вытянутая луговинка. Пошел по ней, и навигатор подтвердил, что я все-таки иду по дороге.
На душе полегчало, Все опять стало прекрасным — свежий светлый весенний лес с темными вкраплениями елей, сплошной ковер белых ветрениц под ногами. Несколько раз я терял призрак дороги, кружил, продирался сквозь ветки, пока не находил вновь.
И, наконец, показались желанные крыши Камешков, едва видные сквозь кусты, а потом и колея. Дома были либо разрушены, либо с  заколоченными окнами, но дорогой все же пользовались, видимо, чтоб проехать к озеру Плоское.
Тут я столкнулся с очередным характерным явлением. Дорога представляла почти на всем протяжении удивительное зрелище. По зеленой луговине вьются, переплетаются как змеи колеи глубиной сантиметров в 30, продавленные во влажной глине
Ехать на велосипеде невозможно.  Остается неспешно вести рядом велосипед, погрузившись в мысли.

Здесь был хутор Путилово.
Дорога Путилово — Камешки. Жирная линия на гештабе)
Дорога от Камешков.

Через километров 5  моя «недодорога» впала в накатанную и я, наконец, покатился.
Дальше просто и соответственно не так интересно — широкая гравийка, деревни Ратьково, Демидова горка с домами-дачами на озеро Ильсто, на праздники 9 мая — оживленная.
Но на широкой гравийке на Бежаницы я снова не задерживаюсь. До заката надо еще найти перекаты на Льсте.
И вечер был длинным.
Сначала глянул на исток из озера. Льста оказалась вовсе болотная, спокойная речушка. Да и негде здесь быть быстротоку. Кругом равнина с рослыми ельниками и борами.
Подъезжаю километрах в  5 ниже, под хутором Павлищево  — и  снова обычная спокойная речка в кустах. А где же перекаты! Очевидно там, где местность начнет-таки падать – где-то дальше на севере.
Хутор Павлищево — очередной островок на краю света — на зеленом лугу с сочной травой строения, деревья, утварь. Ни забора, ни дороги, лишь тропка.
Хозяин сказал, что дороги на  север были после войны. Последний раз 20 лет назад на лошади ездил…
Бездорожьем я был на сегодня сыт, чуть вернулся, поехал деревнями Фатейково, Варнево, точнее пустошами, где они ранее были. Дороги – накатанные, вдруг исчезающие, потом опять возникающие, там, где кто-то проехал на тракторе к озеру.
Равнинный лес незаметно сменился косогорами с перелесками, открылись широкие  панорамы,  освещенные заходящим солнцем.

д. Ратьково
Льста в р-не хутора Павлищево
Проселок в направлении Зорькино
д. Глазатово

Глухой проселок, наконец, неожиданно выводит на перекресток. Стою на широкой пустынной гравийке. Прямо — в километре деревня Глазатово – скатываюсь сперва к ней. Зарастает покинутая,  дороги к реке нет. Налево в трех километрах —  Зоркино с единственным жилым домом. За ним дорога сбегает   к мосту через Льсту. Среди ольшаника  — лес бетонных свай с обоих берегов, памятник чьим-то планам по развитию региона.
Наконец-то речка шумит на камнях. Цель достигнута!
Только воды  в ней очень мало, а завалов очень много. Великая в верховьях гораздо больше подходит для сплава…
Опять я укатался, угорел, все тело стонет, голова соображает вяло.
Нашел таки уютное место на самом берегу,  среди сочных молодых побегов папоротника, выгороженное, как забором, от остальной долинки упавшим деревом.
Дрова под руками, вода в двух шагах, грибов, к счастью, нет.
Пью много чая с сахаром — в голове проясняется. Прохладно — ни комарика, хотя днем они неожиданно появлялись. И опять, 3-ю ночь, журчит вода, опять в светлом ясном небе проглядывают звезды.
Будильник на 7 — завтра ответственный день, надо забраться на г. Лобня и придумать, как вернуться назад в Беларусь.

р. Льста у д. Зорькино
Ночевка №3 на берегу Льсты

День 4 — 09.05

На той стороне реки вместо гравийки по насыпи —  знакомые колеи, продавленные во влажном грунте, до деревни Подвишенье. На широких просторах холмов, из зарослей, поглотивших оставленные дома, выглядывают верхушки крыш, чужеродно выделяется  новая синяя телефонная кабина.
На удивление в этом запустении и безлюдье один из домов  — жилой! Сгорбленная бабушка садит картошку, бегает выводок овец. Не ожидала и она кого–либо встретить с утра!
Разговорились. 60 лет прожила здесь, прикипела, уйду, говорит, и закончиться история деревни. Когда-то все жило – были деревни и дороги, возделывались поля, хороший урожай. Сейчас в одиночку сама огород держит, овечек, чтоб скучно не было. Сказала, что дорога на Туровские холмы еще не заросла полностью, чем меня порадовала.  Проговорил долго, она была рада собеседнику, душевно попрощались.

Дом бабушки в д. Подвишенье
Дорога на Туровские холмы

Дорога, хоть и по-прежнему не проезжая, но красивая и нескучная, постоянно верх-вниз, с гряды на гряду, с видами на впечатляющие своей дикостью места. На грядах —  сосново-березовые перелески, в низах —  темные заросли, в которых прячутся быстрые  ручьи.
От Туровских Холмов — прогон в 20 км по широкой гравийке Бежаницы-Кудеверь, до поворота на Новоржев, и еще по ней с 5 км на север.
Вдоль дороги привлекательно синеет озеро Алё — купаюсь. В деревне Аксеново — церквушка с луковичным куполом из узорчатых деревянных черепичек, что-то подобное «отмывал» когда учился на архитектурном.
На небе  — ни облачка, уже почти жара.

У деревни Плавно, наконец, съезжаю с опостылевшей гравийки   в сторону горы Лобно.  Дорога проходит вдоль одноименного озера, окаймленного мощными вековыми дубами, вязами, березами. Справа круто поднимается безлесая гряда.
Конечно же забираюсь на нее и сразу хватаюсь за фотоаппарат. На редкость сочные картины —  предельно насыщенные зеленый, желтый, охровый-цвета  первой молодой листвы, покрывшей старые могучие деревья, на резко-синем фоне открывшейся поверхности озера и неба.

оз. Алё
Деревянная церковь в д.Аксеново
д. Плавно

оз. Лобно

Дорога опять сворачивает с нужного направления — приходиться идти километр косогорами под линией передач.
От деревни Власково на гору Лобно склонами с еловым темным лесом поднимается проселок.
Несколько раз извернувшись серпантином, достаточно быстро выводит на покатый открытый «лоб» безлесого холма.
Развалины храма Успения Божьей Матери, поодаль  стоит деревянный крест.
Место с историей, в интернете удалось найти следующее
«…, на Лобно церковь появилась в 1647 году Отремонтирована в 1826 году прихожанином князем Иваном Емельяновичем Шаховским.
…церковь бомбили советские войска, так как она была наблюдательным пунктом немецкой оборонительной линии «Пантера».
…. храм действовал еще в послевоенное время, после закрытия стал интенсивно разрушаться. Возле него кладбище со старинными захоронениями, фундамент церковно-приходской школы.

Колокольня церкви упала сама от сильного ветра в 70 годы. Местные жители вспоминают, что звук был очень громким и был слышен за 10 км от горы …»
Сейчас на горе безлюдье и тишина.
Сверху хорошо видно, что на десятки километров вокруг  все пространство заполняет сизо-зеленое волнистое море  лиственного леса с темными островами-горушками, покрытыми щетинистыми ельниками.
И больше ничего  — ни полей, ни дорог, ни деревень…
Я еще подумал, что не так это плохо, в особенности для любителей типа меня…

Жарит солнце, на небе ни облачка, хочется в тень —  скатываюсь за пару минут обратно,  усиленно сжимая тормоза.

Ручей по дороге

д. Власково
Руины церкви на горе Лобно
На горе Лобно

От деревни Власково, через Саньково — перегон трясучими гравийками до Кудевери.
Здесь, наконец, определился, как буду выбираться на Питерскую трассу — через Бардово и Красное на Пустошку. Расстояние приличное — под 60 км, времени на эксперименты не осталось, не доверять карте я привык — поэтому опрашиваю местных жителей. Да, говорят, дорога есть, раньше ездили на Пустошку так… Ну, значит, и я проеду!
До Бардово опять грейдер под пекущим солнцем —  не очень интересно, только радует множество озер, каждый раз бьющих по глазам синевой.
Вода уже прогрелась окончательно. Много купаюсь.
И, самое интересное, нежданно-негаданно открыл для себя новую речку. Крутил педали, не глядя на карту, услышал шум воды внизу, спустился, и увидел вот такое.

Широкое русло с множеством камней, мощный поток, воды для сплава достаточно хоть сейчас. А в паводок будет самое то! Речка называется Копытовка — приток Алоли.
С удовольствием погулял по колено в теплой ласковой воде верх-вниз по реке, пофотографировал.
В Бардово на Копытовке еще и мельница с плотиной, хороший мог бы быть порог, если б не  первая ступень с бетонной решеткой.
Алоля, кстати, тоже перспективная речка. Начинается над Кудеверью, за ней начинает падать, сбегая с Бежаницкой возвышенности.  Позже нашел, что по ней к тому же и сплавляются в апреле именно от Кудевери. Так что родился план на следующий апрель, спавиться до Бардово по  Алоли, перенестись 5 км на Копытовку и попробовать ее.

оз. Ратное
д. Волоково

За Бардово   дорожка недолго радует — лесная неезженая, подходит к самому берегу уже полноводной и глубокой спокойной Алоли
За Турушино опять грейдер, чем далее, тем более   трясучий. По нему километров 40 до  Копылок, откуда когда-то летом начинали сплав по Великой.
Думал там же и переночевать , на места стапеля не вспомнил. Переехал плотину старой электростанции за озером Верято, свернул с дороги, надеясь выехать к озеру, но далеко не ушел. Стал на пригорке возле болотца, куда добрел покачиваясь от жары и усталости.. До Пустошки по трассе, уже асфальтовой, осталось километров 10.

р. Алоля
Долбленка.
Банька.

День 5 -10.05

Встал рано, до жары доехал по асфальту до Пустошки и покатил по Питерской трассе в сторону РБ.
До моста через Ущу идут ремонтные работы, движение много где одностороннее, машины идут поочередно  медленной колонной. Жарко, пыльно, трясуче,  надышался выхлопами
На красивом берегу у старого моста на Уще  остановился на пару часов, смыл с себя грязь в речке, подремал, приготовил чая.
Торопиться некуда — дизель из Езерищ в 5 вчера.
Дальше начинается   «гламурный» отремонтированный участок трассы, по  которому я ехал 5 дней назад. Скорость за 30 км.
Чтоб как-то убить время, делаю круг по лесным дорогам на  место прошлогодней  ночевки на речке Рущере —  на все уходит минут 40. А как казалось сложно и далеко,  когда тянули байду через деревья по руслу!
Как я ни старался тянуть время, приехал в Езерищи в 2 часа. Сел в теньке у магазина, выпил литр пива и погрузился в приятное безделье  в ожидании дизеля на Витебск.

В  Беларуси 10мая, оказывается, тоже  праздничный день,
и все возвращались с походов!
В дизеле в моем вагоне ехали два витебских велосипедиста  с poehali.
А в поезде на Минск аж 3 группы водников, все —  хорошие знакомые —   Шавель с товарищем,  Анду с геологами, Михей с форумчанами, кроме того,  с последним еще плавал мой закадычный приятель Вовка с женой Настей. В общем, приятно было оказаться после одиночного похода в таком окружении.

Утро жаркого дня.

Вечерний Витебск.

Краткий итог.
Места — катать-не перекатать!
Дикость, безлюдье и бездорожью — то что надо!
Речки – Алоля с Копытовкой, верховья Великой – для паводка — огонь!

P.S. Рядом еще есть речка Шесть, до которой я не доехал, но  позже нашел совсем свежий отчет от конца апреля этого года, первопроход от д. Якушково

...........

P.S. Спасибо, как говорится, за внимание...
Если понравилось, можно подписаться на мой ТГ канал https://t.me/kir2003_site
Если, конечно, вы уже не там)
Также есть страничка в Контакте https://vk.com/id608851795
И даже в Фэйсбуке https://web.facebook.com/kirtikhom

Абзац добавлен автоматически, если по каким-либо причинам неуместен в данном тексте, приношу извинения.

Комментариев: 2
  1. Здравствуйте!

    С интересом прочитал, очень красивые места! Спасибо за материал!

    Кстати Стравой или подобными приложениями на смартфон для велосипедистов не пользуетесь? А то Генштаб как-то сомнительное удовольствие. Недавно открыл для себя «тепловую карту» Strava (https://labs.strava.com/heatmap/), вообще мега-вещь для построения маршрута велопохода. 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.