Карелия(Пистайоки-Войница-Кереть-Белое море-Соловки)
11-24.06.10

ЛЮДИ

Слева направо: Андрей, Кир Тихомиров, Дима Можейка, Ксюша Деянкова

В Карелию я ехал впервые, до этого с порогами сталкивался только на Приполярном урале.
Идея похода была заимствована у Саши aka KciroohS с poehali.net. Сначала Пистайоки  — полноводная речка с порогами 2-3 к.с.  Потом Войница — небольшая лесная речка, с более спортивными порогами и довольно известным водопадом Куми, самым высоким в Карелии. Воды в июне в ней должно было  быть еще достаточно…
У Саши на маршрут ушло 2 недели, я рассчитывал, что и у нас тоже так получится. Если останется время — съездим на Соловки.
Учитывая, что особого опыта прохождения порогов ни у кого, кроме Андрея, не было, мною было поставлено условие  — только надувные лодки — никаких Тайменей, зачем лишняя головная боль? В итоге, получилось  2 экипажа  — Я с Димой Можейко, и Андрей с Ксюшей — на надувных «Хатангах».
Пистайоки находится в пограничной зоне. Димка выехал на день раньше, забрал в Петрозаводске  пропуск, который был заказан заранее, и подсел к нам в поезд. Без приключений забросились от  ст. Лоухи до озера Кимасъярви — около 160 км, довольно быстро собрались и после обеда стали на воду.

ПИСТАЙОКИ

Сразу за озером первый порог- Сакал. Вышли, осмотрели, как положено.
Надо грести по струе!  После этого «важного» наблюдения прошли его без особых эмоций.
Второй значимый порог, Захар, прошли с ходу- хотя траектория движения была посложнее.
Следующим был Падун — самый сложный порог на маршруте. Вылезли на затоптанный мыс -смотровую площадку над порогом, нагнали на себя страху. Ни я, ни Димка порогов до этого вообще не видели… А тут — 2 -метровый косой слив  с бочкой, на который к тому же и не так просто выгрести — струя прижимает к скале.
Уняв дрожь в ногах и руках, отчалили. Разогнались, вырулили в слив,  плюхнулись, выровнялись и понеслись дальше во вторую, несложную ступень.  Потом успешно прошли Андрей с Ксюшей. Потом мы с Димкой  еще раз, поменявшись местами. Все-таки Хатангу на редкость трудно перевернуть!
Это все было в первый день…
…..
Дальше  на протяжении всего  сплава пороги мы уже не просматривали — «ломили» по струе. Гребли по привычке часов по 10 в день, баловались с Димкой рыбной ловлей. В итоге Писта закончилась на 4-й день похода, весьма неожиданно.

Погранзастава
Стапель на берегу оз. Кимасъярви.
Готов к суровым порогам)
Порог Сакал.

 

Первая рыбка
Пор. Захар
З-ий порог за 1-ый день — Падун, как оказалось, самый сложный на маршруте…
Ксюша с Андреем проходят Падун
«Суровый» север -обед на оз. Пистаярви
Димка постепенно набирается опыта в рыбной ловле.
Не менее суровый адмирал)
И, наконец, — настоящая удача.
Все последующие пороги на Писте идем с ходу, поэтому названия не запомнились.
Ксюша
На пороге Петух нам дали покататься на каяке, а еще мы в хорошей компании переждали грозу.
Бесконечный закат
Чисто по привычке мы плывем, пока не стемнеет. А оно-то не темнеет! Белые ночи, однако!
В середине ночи встали на стоянке где-то под пор. Талии с таким вот приколом.
Днем досыпали при возможности.
пор. Поалла — последний на Пистойоки, по нашей воде — ничего особого
Наша команда
А это то, что случается с тайменями на порогах .

Войница и КЕРЕТЬ

Перебросились на Войницу, надеясь на ней «оторваться», после относительно простой Писты.  Нас ждало разочарование — воды в реке уже не было. Ничего страшного — байды по лесу мы тоже умеем быстро таскать).  Безводные пороги обнесли, на плесах — вломили, в итоге, на Войницу, от озера Коко до трассы,  потратили всего день.
Что делать дальше? Все что собирались проплыть — проплыли или прошли, а времени еще неделя.
Выбирали между Кутсайоки и Керетью.  На Кутсайоки побоялись, к тому же Андрей сказал, что там погранзона, поэтому решили переброситься на Кереть. Переброска превратилась в небольшое приключение, но об этом ниже будет рассказ от Ксюши.
Кереть от оз. Петриярви мы пролетели еще быстрее чем Писту, дня за 2 с половиной. Ни одного порога не просматривали — все с ходу, на плесах не тоже не расслаблялись- упорно махали веслами. Казалось, что все остальные команды просто стоят на месте…
Потом — залив Белого моря, гребля по Чупской губе до одноименно поселка.

И опять — уйма времени остается. Что ж ты будешь делать!
Поехали на Соловки, где еще провели 2 дня в экскурсиях по острову. Походить и посмотреть там хватает чего, место атмосферное.

…..

Впечатление от мероприятия осталось немножко смазанное. Как ни парадоксально, было слишком комфортно, слишком тепло и светло — температура ниже 20 не опускалась круглые сутки — ночи -то ведь нет, почти все время стояла солнечная без дождей погода.
Пороги, за исключением Падуна, который мы прошли в первый день, мандража не  вызывали абсолютно  — вода средняя, лодка устойчивая, вода теплая — перевернуться не страшно.
Оставалось грести, а грести меньше чем по 40 км в день мы не умеем)
Соответственно — пороги, плесы и озера просто пролетали, особо не запоминаясь,  речки скоропостижно заканчивались)

Водопад на р. Войница

Заброска на Кереть — Рассказ от Ксюши:
В 8 утра на наше поляну бодро въехали старенькие «Жигули» с прицепом «Зубренок». Со скрипом распахнулась дверца, и из машины вышел человек, чью гендерную принадлежность я смогла определить лишь после того, как он женским голосом сказал:
— Привет, ребята! Меня зовут Валентина.
Разместили лодки и гермы в прицепе.
— Так, — сказала Валентина, — надо принести доску и придавить ею тент, чтобы он лучше держался, — и исчезла, через пару минут появившись с бревном наперевес.
— Эээ… а коня на скаку остановите? – восхитились мы.
Валентина оказалась приятным открытым собеседником. В дороге она вкратце изложила свою трудовую биографию – 25 лет работы водителем грузовика!
В Калевале мы завернули к ней домой – Валентина забрала свой забытый мобильный. Ожидая ее у подъезда, мы рассматривали прилепленную на лобовое стекло карточку свеженького техосмотра от 16 июня.

Едем дальше. Потихоньку я начала дремать – сказывались наш обычный поздний отход ко сну в 3 ночи и стрессово ранний подъем в 6.30 утра. Очнулась от страшного скрежета и резкого торможения. Пахло паленым.
Мы высыпали из машины.
Где-то далеко позади, в начале тормозного пути, лежала задняя левая полуось вместе с колесом. Машина стояла, накренившись, на трех колесах. Гробовую тишину нарушало лишь шипение некой жидкости, вытекавшей из недр машины.
Вот тебе и техосмотр от 16 июня.

— Ой, и как же такое могло случиться! Вы, ребятки, не волнуйтесь, — начала успокаивать нас Валентина. – Через 15 минут дома будет сын, я его вызову, он приедет, привезет запчасти, починимся и поедем.
Да… как же хорошо, что Валентина заехала домой за мобильным!
Выбор способов убивания времени был широк: подремать в спальнике на обочине; поесть; любезно помочь Валентине с подготовкой к ремонтным работам; понаблюдать за Валентиной и товарищем, занимающимися проведением подготовки к ремонтным работам, как молча, так и с задаванием глупых вопросов; поискать грибов; покурить сигареты и атлас Карелии; в конце концов, просто покормить комаров.
Через полтора часа прибыла многочисленная группа техподдержки в лице Валентининых родственников. Еще через час авто было приведено в порядок. БОльшую часть работ Валентина выполнила сама, прося своих мужчин лишь поднести ей какой-нибудь ключ или подать кувалду.
Что ж, поехали. Да, забавная вышла история, думала я, опять потихоньку засыпая.
Вдруг вскоре – снова резкий занос и торможение! Мы повыскакивали из машины и, не веря своим глазам, уставились на заднюю левую полуось, с которой исчезло колесо. Чертыхаясь под нос, Валентина помчалась назад по дороге обшаривать обочины в его поисках, но колесо, похоже, ушло безвозвратно, как тот колобок, таки убежавший от бабушки с дедушкой.
Мы достали мобильные. Да нам чертовски везет, в который раз в этом походе! Все еще есть мобильная связь! Уфф, есть перспектива выбраться.
Но удача не просто к нам благоволила, она нас буквально баловала. Притормозил большой пустой микроавтобус с добрым водителем, готовым за любую на наше усмотрение сумму довезти нас до Пяозерского!
В поселке мы наняли нового извозчика — молодого хлопца на тюнингованных «Жигулях»: тонированные стекла, клёвый руль, мощные динамики, всякие висюльки в салоне.
Оказалось, при должном старании мы со всеми нашими вещами умещаемся в одну легковую машину без прицепа! Вероятно, секрет компактности — в как можно более плотном прижатии подбородков к огромному рюкзаку, который трое на заднем сиденье держат на коленях.
Подбрасываемые грунтовкой и громовым хип-хопом, мы наконец-то добрались до нужного места.
На месте стапеля группа москвичей собирала катамараны и деревянную байду-эрзетку (!). Ввиду незапланированности сплава по Керети мы не имели описания этой реки, поэтому быстренько на коленке законспектировали лоцию, дружески предоставленную москвичами к прочтению.
Когда мы стартовали, было уже около семи вечера. Однако в этот день мы успели пройти два озера, пару порогов и стать на ночевку на симпатичном скалистом продуваемом мысу на оз. Долгом.
Как обычно прекрасны были жареная рыба и закат.

Ремонт машины.
Стоянка на озере.
Характерный берег.
Все пороги идем с ходу. Хатанга — непотопляемая лодка.
Белые ночи. График жизни сместился. Гребем до утра, первую половину дня -спим
Я и Димка — ну и кто после этого скажет, что мы не родственники
Вот и Кереть закончилась
Плаваем в соленом заливе с грязненькими после отлива берегами. Для стоянки выбрали высокий утес.
Любовались закатом, плавно перешедшим в рассвет
В Белом море надо обязательно искупаться
Поесть очень полезных водорослей
Поиграться с морскими звездами
Плывем в Чупу
Дима в Чупе

СОЛОВКИ


Монастырь
И просто дома


Наверное, временная колокольня
Едем обратно на материк
Ксюша и Дима
Чайки настойчиво просят чего-нибудь съедобного
Димка-моряк.
Ксюша чего-то набрасывает, наверное про Валентину
……..

 

В Питере праздник -день ВМФ.

...........

P.S. Спасибо, как говорится, за внимание...
Если понравилось, можно подписаться на мой ТГ канал https://t.me/kir2003_site
Если, конечно, вы уже не там)
Также есть страничка в Контакте https://vk.com/id608851795
И даже в Фэйсбуке https://web.facebook.com/kirtikhom

Абзац добавлен автоматически, если по каким-либо причинам неуместен в данном тексте, приношу извинения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.