Карпаты. Говерла-Петрос-Драгобрат 8-14.05.05

Весенние Карпаты. Мой первый настоящий самостоятельный поход. Это значит, что я взял карту, почитал отчеты в интернете и сказал Машке и Димке — институтским друзьям, что мы идем в горы.
Дня за 3 похода к нам присоединился четвертый — Антон. Никто его не знал. В поезде оказалось, что он ярый приверженец националистических идей и при любом удобном случае пытается обратить случайных попутчиков в свою веру. К счастью, нас он не трогал, за что я был ему благодарен. В походе же он был адекватным и, пожалуй, самым подготовленным из нас.

День первый.

На рейсовом микроавтобусе мы доехали из Ивано-Франковка до Ворохты. Ворохт на карте много — мы доехали до той, где был поворот на турбазу Заросляк, оттуда вела кратчайшая тропа на Говерлу — высшую точку Черногорского хребта, всего 2060 м.
Быстро перепаковались и пошли по накатанной грунтовой дороге. Слева то появлялась, то исчезала за деревьями речка Прут. Далеко впереди над верхушками елей показался покрытый снегом хребет, уходящий в низкую облачность. ХОЧУ ТУДА! НАВЕРХ! — сразу загорелось во мне. С тех пор прошло 9 лет, но чувство это до сих пор помню очень ярко..

Миновали еще одну одну деревню, подписанную на карте как Ворохта. Там был КПП Заповедника.Местный водопровод)На речке Прут , берущей начало под Говерлой , пообедали.

По мере того как мы поднимались, весна вокруг становилась все более ранней. В дремучем еловом лесу по сторонам показались потемневшие снежные залежи. Погода испортилась окончательно — пошел дождь, переходящий в мокрый снег.
За турбазой Заросляк ельник уступил горными лугами — полонинами. На них шапки мокрого снега, на тропе грязное месиво, в воздухе — то ли туман , то ли облако —  идти пока некуда.
Покрутились и аккуратно, чтоб не быть замеченными лесниками — на КПП заповедника мы уверили, что ни в коем случае не будем вставать лагерем и жечь костры)-, поставили палатку в небольшом еловом перелеске. Ночью был небольшой мороз — но вчетвером замерзнуть сложно.

МашкаВечер первого дня — погода не самая лучшая)

День второй.

С утра хребет скрыт облаками, но, по мере того, как мы поднимаемся, облачность рвется,как бы поднимая занавес.
Картины  меняются очень быстро. Лес позади проваливается вниз, синеет, начинает выглядеть как ершистый ковер, по сторонам встают отроги, уже не грязные, а чистые белые.
Облака несутся уже  через нас, покрывая инеем одежду.

Выходим со стоянки на Говерлу.Лес уже далеко внизу.А впереди и по сторонам — притягивающие и завораживающие ГОРЫ.

На подъеме прилично растягиваемся, перед последним взлетом собираемся вместе. Бросаем рюкзаки, еще немного лезем по снегу — и мы на окутанной облаками вершине Говерлы. Видимость — метров 10, то есть не видно ничего, кроме нас самих. И многочисленные «украшения»- памятные знаки, доски, кресты — мол, высшая точка Украины, — в снежных иглах изморози. Отметившись, спускаемся к рюкзакам.
Теперь надо выйти траверсом  на тропу между Говерлой и Петросом .
Склон  все жестче и круче. Я — в  старых резиновых сапогах, со стершейся подошвой, — как корова на льду. В конце концов «полетел» вниз по фирновому склону, благо достаточно скоро на пути попалась каменная гряда, об которую я и затормозил. Разогнаться я не успел — отделался ушибом ноги и легким шоком.
Этот  момент  я запомнил на всю жизнь. Сижу на камнях, дышу, с ужасом  смотрю на фирновый склон впереди, за которым спасительные камни. И одновременно осознаю, что я там, где всегда хотел оказаться — В ГОРАХ.
Передо мной над заснеженной долиной синий конус Петроса. Ветер проносит через меня тучи. Секущая пурга и слепящее солнце сменяют друг друга в течении секунд.
Собираюсь с духом — на четвереньках, цепляясь за фирн голыми пальцами, набивая в фирне ступени резиновыми сапогами, ползу к камням. ..

По моим следам вышли и Машка с Димкой. Димка в «правильной» обуви — берцах, Машка — в кедах, держалась за Димку.
Антон к тому времени лихо убежал вперед до тропы и вернулся, сообщив, что под горой есть домик.

МашкаДимкаТемно-синее небо, ослепительный снег — именно так я и представлял ГОРЫЯ ползу до спасительных камнейЗнакомая многим хатка под ГоверлойДо Петроса — несколько часов хода

Отдышавшись в хатке, пошли дальше. Нога распухла — каждый шаг давался с болью. Я плелся сзади — Антон тропил и выбирал дорогу. От удара, кроме ушиба, произошло то, чего я до этого времени боялся всю свою сознательную жизнь…Кто меня знает, догадается о чем речь.
Но, что поразительно, чувствовал я восторг. Облепленные снегом елки, кусты были как в сказке. Петрос то тонул в облаках,то загорался в лучах солнца.

День третий.

Стали мы под Петросом, прямо на тропе среди плотных елочек,  в глубоком снегу. Вечером у меня поднялась температура, я лежал в полусне в палатке, был ли ужин и костер — даже не могу сказать.
С утра — вокруг опять  красота. Снег, облака, синие лесные предгорья .
Красота — радует, а когда организм радуется, это для него очень полезно)
Кроме того, просто НАДО идти, другие варианты не рассматривались. Благодаря всему этому, мне резко полегчало. Дорога, траверсом извивающаяся по склону без набора высоты, давала ноге отдохнуть.  Больно было только на коротких  участках с глубоким снегом.

Несколько раз налетали облака со снегом — зима не хотела сдаватьсяПод ногами течет, тает, чавкает. Всюду ручьи, водопадики. Ощущение ВЕСНЫ. Именно так , с большой буквыНаша дорога траверсом огибала массив Петроса с югаВид из окошка

К обеду мы вышли к уютному домику с печкой и нарами, который, как грибок рос среди вереска и сухой прошлогодней травы… Пастушьи колыбы или такие, цивильные, для туристов, срубы — особая Карпатская «фишка». Через полтора года эта избушка еще хорошо выручит нас зимой….
На нарах, пока на печке готовили обед, я «отключился» еще минут на сорок и, проснувшись, почувствовал себя здоровым! Вот как, оказывается, лечится ушиб с растяжением за 24 часа!!!

После обеда и отдыха идти стало гораздо легче, и окончательно прошло недомогание. Там где тропу пересекали снежники с уклоном, было больновато, но терпимо. Машка глядя на то, как я корячусь, даже  раз меня разгрузила, забрав бутылку водку.

Крокусы — символ весенних Карпат — везде в огромном количестве, но менее красивыми от этого не становятся

К вечеру на пути выросло новое, невиданное доселе, препятствие — снежный «лоб» в пару метров высотой. Залезть на него было несложно, но интересно. За «лбом» — безымянный перевал под горой Шешул, и дорога ведущая вниз, в село Квасы. Заночевали на травке, у полуразрушенного здания, кажется, метеостанции.

День четвертый

С места ночевки натоптанная тропа вела вниз, в Квасы. Но, поскольку мне окончательно полегчало, я предложил спуститься в долину речки Кевэле. Мол, тут по карте всего несколько километров через лес..
Относительно проходимый лес быстро сменился буреломом на косогоре, склон с грязью и камнями плыл под ногами. Приходилось спускаться, скользя  от дерева до дерева. Благо, вариантов куда идти, немного — вниз. С Антоном убежали вперед, оставив Машку с Димой  самим решать, как тут лучше спуститься.
Долго ли коротко, мы собрались на грунтовой дороге, идущей вдоль реки по низу ущелья. Машка высказала мне, что обо всем этом думает…, но долго сердиться не стала. А Димка зачем-то решил искупаться в ледяной воде.

Далее по плану — спуститься к Тисе, и потом опять вверх — в район горы Близница. От заманчивой тропки, пунктиром показанной на карте, народ после сегодняшнего спуска отказался решительно. Выбрали боле длинный, но наезженный путь — через Драгобрат, горнолыжный курорт. К нему ведет лесная дорога, по которой зимой возят лыжников и бордистов Уралы и Газы.
Где-то на пол-пути нас Антоном, шедших впереди, догнала забавного вида машина-вездеход с 2-мя мужиками, а также Машкой и Димой с рюкзаками. Мужики согласились подбросить нас всех. Вездеходик вели лихо. Мы сидели вцепившись в борта. Один раз водитель решил на скорости заехать на горочку. Передние колеса оторвались и вездеход стал на дыбы. По ощущениям — еще бы чуть-чуть, и он накрыл бы нас. Водитель, как ни в чем не бывало, сдал назад, и поехал в объезд. В Драгобрате мы распрощались, отдав в качестве благодарности последнюю бутылку водки. Почти стемнело, шел плотный дождь. Перспектива разжигать под ним костер и ставить палатки не радовала. Пошли проситься в домики. Достаточно быстро нашли сговорчивого хозяина. Печка, комнатки с кроватками были очень кстати.

День пятый.

На следующий день мы с Антоном решили налегке посмотреть окрестные хребты и полонины.День оказался очень ярким. Поднялись по снежному гребню на Близницу, потом за час из зимы спустились в весну — в полонину Ярошевская. Полонина — с южной стороны хребта, там уже вылезла свежая трава, от земли после только что прошедшего дождя поднимался пар. Потом опять наверх, к озерцу под горой Догяска, которое сейчас оказалось просто снежной поляной. Уже под вечером вернулись верхами обратно.

Между верхним и нижним снимками разница в 2 часа по времени, в километр по расстоянию, и метров 300 по высотеМашка с Димой тем временем «матрасничали» на опустевшей горнолыжной базе

День шестой.

Попрощались с Драгобратом, и лесными дорогами пошли в Ясиня, где заканчивался наш маршрут.

Этот цветочек встречается реже, чем крокусы, но от этого только выигрывает 

На последнюю ночевку стали в идиллическом месте, на лугу между домишек, рассыпанных по склонам над большим селом Ясиня, с видом на Черногорский хребет и Говерлу. Ночь показалось мне одной из самых холодных — сказались заморозок и высокая влажность. С утра — все в инее, который быстро растаял почти в летнем солнце.

День седьмой.

Из Ясиней автобусом доехали до Ивано-Франковска. День провели в этом колоритном городке. Вечером автобус до Львова и поезд домой.

Вид мой в поезде был красноречив.. Не подумайте дурного -книжка не моя), АнтонаДимка выглядел не лучшеАнтон — бодрячком

Увиденное и пережитое в этом небольшом, несложном, но ПЕРВОМ САМОСТОЯТЕЛЬНОМ походе в ГОРЫ отпечаталось во мне очень ярко.
В голове крутились планы, и первый из них я осуществил этим же летом — чтоб не повторять ошибок, типа «в резиновых сапогах лезть на лед», я пошел в альплагерь.
Для моих друзей, Машки и Димки, это оказался последний до сегодняшнего момента пеший поход. По разным обстоятельствам.

С Антоном после похода я пообщался пару месяцев. Потом он одолжил и не отдал мне палатку.
Уж не знаю, как могут сочетаться националистические идеи, увлечение туризмом и банальное воровство. Впоследствии он был замечен в воровстве еще несколько раз — в туристических магазинах, других группах. Так что, делайте выводы…

...........

P.S. Спасибо, как говорится, за внимание...
Если понравилось, можно подписаться на мой ТГ канал https://t.me/kir2003_site
Если, конечно, вы уже не там)
Также есть страничка в Контакте https://vk.com/id608851795
И даже в Фэйсбуке https://web.facebook.com/kirtikhom

Абзац добавлен автоматически, если по каким-либо причинам неуместен в данном тексте, приношу извинения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.