Славское, скалы Довбуша, Боржавский хребет 2-8.01.15

На новый, 2015, год мы с Лёвчиком долго собирались в Крым. Успели проникнуться маршрутом, взять билеты на поезд…
И за неделю до нашего отъезда Крым «закрыли» —  в смысле, Украина прекратила всякое сообщение с Крымом.
Из более-менее подходящих вариантов оставались Карпаты. Но snow-forecast.сom  обещал наверху ветер за 30 м/с и мороз за минус 20. А что такое непогода в Карпатах зимой, я испытал в новогодних походах по Черногорскому хребту в 2006 и 2007 годах.
Ветер, который едва не отрывает тебя от земли – это просто страшно. А если еще и с морозом…
Менять Крым на такое не хотелось.
A тут на любимой мной горе Тростян в Славском выпал снег! Это Прикарпатье — здесь и пониже, и удобно добираться электричкой из Львова.
До сего момента я приезжал сюда раз в год, чтоб отдать дань горным лыжам, теперь же пришло время привязать  это место на карте и посмотреть, где тут можно «побегать».
Оказалось,есть где!
Полчаса электричкой в сторону Львова – Сколевские Бескиды — г. Парашка слева, скалы Довбуша справа.
А если проехать с час на электричке в противоположную сторону — Боржавский хребет — протяженный и высокий, с вершиной Высокий Верх 1700м.
В итоге новогодний поход плавно превратился в «матрасный» горнолыжный отдых с «радиалками».

СЛАВСКОЕ И ТРОСТЯН

Электричка из Львова прибывает  в село Славское в 9.20. Сразу идём к Андрию. Его дом в 100 метрах от станции, здесь уже давно традиционно останавливаются белорусские альпинисты и сочувствующие.
Оставляем вещи – вечером разберёмся, где жить, — и , не теряя времени, на площадку за вокзалом, где ждут УАЗики, готовые отвезти к подъемникам по непроезжей для другого транспорта проселочной дороге!

Тростян анти-европейский курорт. Здесь еще советские бугеля и раритеная креселка. Вместо гламурных кафе — колыбы — дощатые сарайчики с печурками, где жители соседних деревень готовят всякие домашние вкусности.

Тростян любит преподносить сюрпризы. Здесь нет ни искусственного снега, ни ратраков, поэтому состояние склона целиком зависит от погоды.
На Тростяне очень интересно и сложно кататься и почти всегда мало людей.
Каждый раз получаешь новый интересный опыт — то гололед, то остатки мокрого снега с осторовами мокрой травы и земли, то набиваются большие бугры.
На это раз непримятой траве лежал первый в этом сезоне снег, раскатана была неширокая полоса на основном склоне. Чуть в сторону — и надо было проявлять чудеса, чтоб не завязнуть в траве или черничнике. Не завязнуть удавалось редко.
А два дня спустя снега на горе уже насыпало под полметра.
Он плотно укрыл деревья, колыбы, черничник и некошеную траву, продолжал кружиться в воздухе. По целине кататься было непривычно и приятно — будто бесшумно плывешь… Только надо плавно грузить лыжи, стоит ошибиться — зарываешься с головой в снег, что на самом деле тоже приятно.
Потом надо было приспосабливаться к сочетанию раскакатанных участков и целины…
В общем, как всегда, Тростян радовал, удивлял, и не давал расслабляться.
А еще Тростян красив. Фотографирую я здесь тоже далеко не первый раз!

СКАЛЫ ДОВБУША

В 2 остановках на электричке от Славского в сторону Львова — городок Сколе — далеко на самый близкий к скалам Довбуша населенный пункт. Но для нас это наиболее подходящий вариант.
Судя по карте — 15 км «топалки», по гравийке вдоль речки Каменка, потом по лесной дороге через хребет на село Труханов, и ещё немного лесами до нашей цели.
За крошечным водопадом на речке Каменка, с непропорциональным обилием колыб, лавок с сувенирами и прочих атрибутов культурного туризма, места неожиданно стали радовать дикостью.
Лесная дорога раздвоилась: более накатанная ветвь круто поднялась наверх и уткнулась в вырубку. Нижняя дорога вдоль речки, перебродив несколько ручьев, растворилась на поляне.
Еще и трети не прошли, а тут приходится тропить снег в 30 см, подлазить под деревьями, идти чуть ли не руслом реки… По сторонам — крутые склоны с непролазным лесом – выбор невелик  — либо идти наугад вперед, либо безрезультатно возвращаться назад.

Пробираясь то просто вверх вдоль ручья, то чудом обнаруживая фрагменты колеи, мы, наконец, поднялись на небольшой «хребтик». По верху шла уверенная дорога, по которой
менее чем за час мы спустились на окраину села Труханов.
Отсюда еще минут 40 подъёма по  тропе еловым и буковым лесом, и мы на месте.
Заканчивается очередной снегопад, сквозь  его пелену  сначала видны лишь неясные силуэты.
Но быстро прояснилось, до нас дотянулись слабые лучи садящегося в хребты солнца. Присыпанные снегом скальные башни стали подчеркнуто фактурными.
Неповторимой формы абстрактные скульптуры метров по 30-50 высотой, невесть откуда взявшиеся среди стволов могучих буков, создавали какую-то особую сказочную атмосферу.
Когда-то здесь в пещерах прятался народный герой Довбуш, украинский Робин-Гуд, в советские времена альпинисты пробили на скалах маршруты, дали скалам «говорящие» названиями: Коробок, Лялька и другие.
Место действительно популярное.
Бродит запоздалая группа с гидом, на одной из скал тренируются альпинисты из Днепропетровска — тоже приехали сюда вместо Крыма.

Возвращаемся с Левчиком по отдельности — не то что поругались, это у нас в порядке вещей.
Обратно необязательно лезть лесами через хребет,  из Труханова по дороге — 10 км до железнодорожной станции в селе Синевидное.
-До трассы не подбросите? спрашиваю в минивэне на обочине.
-Да нет, не собираемся…
Спрашиваю на русском, отвечают по-украински, как всегда на западной Украине. К этому быстро привыкаешь и перестаёшь замечать.
Потом догоняют: – Садись, по селу подбросим!
В машине целый табор – дети, женщины, стройматериалы, мебель…
Привычный разговор, мол, кто, да откуда..
-И что, один так по лесам..! и не страшно, там же волки..?
-Да нет, с товарищем…!
-А где он???
-А чтоб я знал!
Молчаливое недоумение.
Потом выяснилось, что к трассе они все-таки едут, только сначала надо куда-то заехать, что-то забрать или оставить, заодно перекусить. Я долго отказываться не стал.
Но тут заметили на обочине ещё одну машину — парни снимали цепи с колёс…
Привет, возьмёте туриста до трассы!
Да пожалуйста..
Завидное гостеприимство, радушие и открытость!

БОРЖАВСКИЙ ХРЕБЕТ

Дорога от Славского  до станции Волотовец заниимает чуть более часа.
Поезд то вдруг ныряет в тоннель, то оказывается высоко над землёй на эстакаде.
Сегодня ясно и холодно, небо безоблачное.
Во все стороны до горизонта видны невысокие  холмы, между холмов — деревеньки, на склонах — леса и  перелески..
Вскоре над  долиной вырастает массив, касающийся безлесыми снежным  склонами повисших над ним облаков. Это Боржавский  хребет. Под ним Волотовец — типичный небольшой карпатский городок. Машины поджидают немногочисленных горнолыжников, чтоб подвести их на Пилипец – достаточно интересный внетрассовым катанием курорт.
Общение с таксистом, как всегда, познавательно.
-Сложно, говорит, сейчас заработать…Местные, говорит, водят нелегалов в евросоюз… По тысячи за человека…Если поймают пограничники, можно откупиться…
-А еще война эта…Гробы приходят, кто-то с ума сходит…А вон идут беженцы, живут недалеко в санатории..
-Вы наверх? Обещают до -20 ночью! Если даже 500 баксов мне предложили бы, в такую погоду не пошёл бы…
Нас таксист подвёз  под   водопад «Шепот».  Местная достопримечательность, нещадно эксплуатируемая. Толпы народа, вездесущие лотки с местными вкусностями и сувенирами, проход — 5 гривен.

Начинаем подъём на хребет по долине вдоль речки. Тропа промаркирована, но наши следы на ней первые, зимой здесь нечасто ходят.
Буковый лес, редкий и чистый – покрывает все склоны ущелья. Черные прозрачные кроны на фоне снега — как рисунок тушью.
По верхней кромке леса, где начинаются луга-полонины, ветви присыпаны инеем – не везде, а островами, будто прошлись огромной кистью.
Идём быстро и весело. На краю леса снега почти по колено — смело сверху.

Выше зоны леса начинаются открытые пространства полонин – под ногами теперь зализанный ветром фирн.
Ешё не прочный — часто проламывается, ноги проваливаются в черничник.
Ветер в спину, чем выше, тем сильнее, но до поры до времени не вызывает беспокойства.
Выбираемся на хребет и ситуация меняется  мгновенно. Ветер валит с ног. Навстречу ему двигаться невозможно. И мороз…
До сих пор мы его не чувствовали. А сейчас всё что недозакрыто  — щиплет, слезиться, немеет…
Понятно, что надо как можно быстрее бежать отсюда.
Но куда? Назад – ветер не даёт. Впереди — на южном склоне — фирн, подтопленный солнцем, превратился в лёд, с буграми и зазубринами. Поедешь вниз — мало не покажется.
В который раз убеждаюсь, что зимние горы оплошностей не прощают.
Левчик, тем временем безуспешно пытавшийся отогреть руки,  предложил ставить палатку:
-Проще будет ее просто выкинуть! — возразил я, и, в свою очередь, предложил лечь на лёд  южного склона  и попытаться сползти вниз…. Правда, нам туда не надо, и,  если что, вернуться мы уже не сможем…
Отбросили и этот вариант.
Остаётся один путь – назад. Опираясь друг на друга, шаг за шагом, пошли, преодолевая студеную  стену ветра обжигающего ветра, почти ложась на него.  Надо совсем немного — чуть назад по хребту и чуть сбросить высоту, чтоб уйти из этого нечеловеческого места.
Так и вышло. Затем за 15 минут сбросились до леса.
Можно было перевести дух и оглядеться.
Солнце уже садилось, лесистые холмы погружались в густеющую синеву. Мороз хватал за пальцы, когда я пытался фотографировать.

На тропе вытоптали площадку и поставили палатку. Забрались внутрь, залезли в спальники.  На горелке сготовили суп из концентрата,  вкинули в него целую банку тушенки.
Потихоньку стало отпускать.
Лицо горело, глаза слезились, у Лёвчика онемело несколько пальцев.
Что сказать!
Такого сочетания ветра и мороза я еще не встречал, ни в Карпатах, ни даже на 7 тысячах. Да и не было в планах  на этот раз что-либо подобное преодолевать.
Ну что ж, зато есть что вспомнить!
Ночь очень холодная, жмемся друг к другу — у Лёвчика хреновый спальник, у меня унесло ветром коврик.
С утра — ясно  и тихо. Хоть и морозно, несравнимо с вечером накануне.
Поднимаемся по вчерашним следам. По верху, оказалось, есть тропа, столбы с указателями, все понятно и скучновато. До Воловца —  15 км.
Пройти по хребту и спуститься в Воловец решили ещё вчера, взамен чуть более сложного маршрута с уходом по южному отрогу.
Идется быстро, хребтик гораздо менее интересен, чем Черногорский, но со своей прелестью —  как  протяженный остров с изрезанной береговой линией среди моря прозрачного зимнего букового леса.

Там, где дорога начинает траверсами спускаться с хребта  к Волотовцу, было особо живописно. Колея занесена сметённым сверху снегом, кудрявые деревья на опушках припудрены инеем, тоннель из заснеженных деревьев.

Дорога, прежде чем вывести в Волотовец, долго идёт серпантином по лесистым склонам. Чем ближе к городку, тем активнее вырубается лес, смотреть на изуродованные склоны — горько.
Первые дома, железнодорожный переезд. По шпалам  — до вокзала, так короче. На первом пути пассажирский поезд – бежим  навстречу.
Выглядывает машинист.
-Нам  до Славского! Когда отправляетесь?
-Сейчас! Стучитесь в первый вагон!
В плацкартном вагоне 3 пассажира и 4 проводника- режутся  в карты. С нас берут немного.
Через час мы опять в Славском.
Селимся у той же хозяйки. Вот и весь поход!

ЛЬВОВ

8 января, Лёвчик уезжает во Львов, я же «укатываюсь» до изнеможения на Тростяне, а следующий  день также посвящаю этому городу.
Потрепанному, но живому и  настоящему. Древнему и молодому одновременно.
В городе Рождество.
Центр заполнен людьми, между ними пробираются трамваи.
Ряженые дети и молодежь, калядные песни.
Атмосфера праздника, несмотря на войну на востоке.
Люди надеются на лучшее, говорят о своей стане с болью и гордостью…

...........

P.S. Спасибо, как говорится, за внимание...
Если понравилось, можно подписаться на мой ТГ канал https://t.me/kir2003_site
Если, конечно, вы уже не там)
Также есть страничка в Контакте https://vk.com/id608851795
И даже в Фэйсбуке https://web.facebook.com/kirtikhom

Абзац добавлен автоматически, если по каким-либо причинам неуместен в данном тексте, приношу извинения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.