Тохма и Коллас. Южная Карелия 29.04-5.05.19

В прошлом году я скатился на байдарке с Храмины. Почти никто не пытался пройти этот порог в тот день, все дружно обносились – катамараны, не говоря о байдарках, «плыли» навстречу по тропе, а я шел к своей лодке.
Ощущение было странное. Будто кругом убавили звук и яркость…, и внутри что-то подвисло. В голове в который раз прокручивалось: ну и что, что мощная бочка и пик паводка..  Вон же по краю пройти можно.. опрокинет в конце..ну и ладно!

А когда я все-таки почти успешно скатился — пусть в конце и перевернулся, но сразу же сам выбрался на берег – предельное внутренне напряжение сменилось чувство полной свободы и покоя.. Возможно, ничего тут необычного нет… что-то подобное испытывают после прыжка с парашютом. Но это было прекрасно!

И, как оказалось, поселилась во мне необходимость повторить подобное, желание еще раз преодолеть подробный страх. А что-то аналогичное Храмине в тот день не так просто и найти!
К очередным майским я все маялся, пока не «зацепился» за каньон на Колласе с его пятью водопадами. Так он мне и маячил целью все время — и до, и во время похода – будоражащей и пугающей… даже снится стал)

…….

Но человек предполагает, а кто-то располагает.
Получилось так, что весь поход целились на Каньон, всё казалось «разминкой»,  неосознанно торопились, заранее переживали… а пришли, посмотрели на него и ушли…
Правильно, конечно сделали, не совсем уж я «ушибленный»… Но «песня» на этот раз вышла без финального аккорда.

Весенняя паводковая Карелия — «песня» действительно хорошая,  третью весну уже здесь. В 2017 году состоялось знакомство, Южная Шуя в компании Алексея Егорова, в прошлом году —  эталонный поход по идеальному маршруту — Лоймола с волоком на Укусун.
И на этот раз остались непройденные  Тохма и Коллас…
Впрочем для Сани Сидоренко (именно Сидоренко, а не Гончаренко и Устиненко)), моего нового напарника, Карелия, да и вообще мощные пороги были вновь..

…………

Заброска в Южную Карелию из Беларуси — одно удовольствие. Вечером сели на автобус до Питера, там пересадка на маршрутку до Сортовалы, и еще  полчаса на такси — в итоге   в 4 часа следующего дня мы уже на Тохме.
Я по привычке опасался пограничников), но они оказались на удивление приятными ребятами…чуть не проводили нас до места стапеля.
Мы все-таки проехали на 200 метров дальше указанного места — до моста перед поселком Маткаселька. Пограничник снова тут как тут… сообщил, что здесь уже погранзона… Но поглядел на вещи, ковром разбросанные по обочине,  вздохнул и стал ждать, пока мы соберемся и отчалим…

 На старте в Гомеле

…..

В лоции по Тохме препятствий много, но значимых — по нашей воде, для наших надувных матрасов  Каньон Соло — всего пять. Три порога водопадного типа на разрушенных плотинах и две с половиной горки.
Все остальные шиверы и сливчики просто вносили приятное разнообразие.

Те три порога, что водопадного типа, по мощному паводку зрелище представляли впечатляющее, приближались к порогам Уксуна.
И принцип прохождения был аналогичен. Не сцатьбояться, целится на язык основной струи.., а там пронесет как-нибудь. Так я бодро и объяснял Сане,  показывал своим примером, как это просто, и все у нас шло замечательно, за редкими исключениями…

 Актуальная схема Тохмайоки (по большой воде для «надувастиков»)

……

Подробно описывать прохождение каждого препятствия смысла нет… Подробнее остановлюсь на первом и последнем «водопадике».
Когда читал про плотину у Яккимы (N1 на карте) в описаниях, понял мало, поэтому попробую сам..
Разлив прегражден каменной стенкой, в ней 4 проема метра по полтора-два шириной. За крайним правым (если смотреть вниз по течению) узкая s-образная протока падает через лес, через три остальных проема основной поток несется к сливу-водопадику — от стенки до него метров 15…
Порог этот, похоже, редко ходят — на катамаранах в проемы не зайдешь.. А для байдарок по хорошему паводку — всё «на любителя» — и  правая, ну ооочень извилистая протока  с навалами, и мощный основной слив с бочкой.
Но собственно, кто мы, если не «любители этого дела»? В том числе и Саня, который, повторюсь, вообще чуть не первый раз на порогах… Сначала скатились по «кривой» лесной протоке… Несмотря на перекошенные лица, полные предельного напряжения) – надувные наши матрасы прошли как по маслу..
Уже было погребли вниз по течению, но потом переглянулись… и вернулись,  потащили лодки на разлив, чтоб пройти   основной слив.
Тут тоже вышло гладко, по крайней мере, у невозмутимого Сани – прошел четко, у самого берега, в обход бочек. Я же чуть оплошал —  криво вошел в проем, бочку зацепил, чуть провалился в нее.. Зато фотки более драматичные получились..

 Разрушенная плотина №1, прохождение по крайней правой протоке  Разрушенная плотина №1, основной слив  Порог-горка №1

А вот  последний водопадик получился с секретом. Смотрели мы его по левому берегу, где основное падение… Хоть ступенька и невысокая — метра полтора-два, хотя до этого уже и прыгали более высокие… но тут мы основательно призадумались.  Основной слив  по центру очень мощный и «перекрученный», слив у берега – тоже «кривой», хоть и послабее… В бочки между струями попадать, проверять   на предмет устойчивости, не тянет…
Но слишком долго на все это смотреть — вредно для нервов… плюнул и пошел по центру — так фотки круче будут. И правда, получились впечатляющие кадры! Но было ощущение, что на грани… жутковато было падать в это бесформенное нечто.
Решили, что Сане лучше попробовать у берега. Оказалось — не лучше. Перевернулся быстро, на заходе… Но обошлось без потерь — лодку прибило сразу же к берегу, Саня сплавал кролем за веслом. Оно и правильно, а то совсем уже уверовал в непотопляемость наших матрасов…

 
 Разрушенная плотина №3

Основная официальная достопримечательность речки – Рускеальские водопады мало порадовали. Вообще, мостки, указатели, избушки, подсветка, и прочие изыски ландшафтного дизайна, не говоря уже о кафе и стоянках ниже водопада, вызвали у меня едва ли не тошноту. Принципиально не сделал  ни кадра, пошли дальше… А может просто обида взяла, что с водопада не прыгнуть – повесили над самым сливом мостик…, плюс к тому через все  дизайнерские ограждения еще и  лодки надо было перетаскивать.
А через минут 15 мы обносили плотину действующей ГЭС.. 7 метров падения, какой-то неописуемый водяной взрыв… Тут уже экскурсий не было… и несмотря  на очевидную техногенность, место понравилось. Ну что поделать, не люблю людей в больших количествах.

 Плотина действующей электростанции

Что было на Тохмайоки кроме порогов? Полноценная ВЕСНА! В Беларуси сейчас какая-то холодная пыльная засуха, а тут  вода прибывает, сверкает на солнце, по берегам остатки снега светятся, сережки вывесились, пылят разноцветной пыльцой, если задеть их веслом..
По такой погоде  грести в радость, что мы  делали с привычным рвением, и прошли ее в итоге за рекордные полтора дня.

…..

На дамбе восстановленной электростанции на окраине поселка Хелюля, затопившей навсегда два популярных у водников водопадика, подсушились и упаковались. Вечером сели на поезд Питер-Костомукша и через 2 часа вышли на станции Лоймола.
Предстоящий 10+километровый  подход к Колласу с не самыми легкими рюкзаками, после целого дня упорной гребли,  поначалу пугал…
А на самом деле шлось замечательно.…  Северное небо, звездное над головой, светлое у горизонта, влажная свежесть в воздухе, по сторонам хорошей грунтовой дороги —  переполненные талой водой болота и дремучие леса, прячущие остатки снега, от которого еще пахнет Зимой. Здесь, чуть восточнее, она окончательно отступила всего несколько дней назад..
Саня как взял темп, так и остановился  только в конце. Пришлось, чтоб не ударить лицом в грязь, бежать следом все два с половиной часа и про отдых не заикаться)

У истоков Колласйоки  — озера Колласярви мы в 2 часа ночи. На берегу озера место ровное найти не так просто. Во время Советско-Финской компании здесь   шли  жестокие  затяжные бои — ямы, траншеи не сгладились полностью до сих пор.
Хочется «болеть за наших»,  но «наши» были здесь захватчиками…
«….в период Зимней войны здесь насмерть стояли финские воины, защищавшие родные места… Здесь стоял знаменитый крест «Коллаа» (12 метров высотой), имевший также неофициальное название «Крест Маннергейма», у которого финские жители и регулярные части финских войск давали клятву верности… преодолеть оборонительные позиции финнов на подступах к Лоймоле так и не удалось… «

Помимо всей геополитики, такое ощущение, что Советский Союз «отжал» у финнов Карелию, выселил их  и территорию фактически забросил, для того, чтоб туристы могли сплавляться, где душа пожелает.. На карту только стоит  взглянуть: у финнов — хутора и дороги, у нас – ничего… только лес и болота — путешествуй себе по диким местам!

…….

Колласйоки в верховьях спокойна и красива, в особенности по солнечной погоде. То сплошь синь разливов, не поймешь — затопленное болото или озеро, — в них еще надо сориентироваться… То подтопленный березняк с множеством поваленных стволов — «царство бобров» — пришлось немного потаскать лодку. А то чистая полоса воды меж сосновых берегов – греби и радуйся ..
Ниже речка иногда собирается в узкие, шириной метра 2 протоки, крутится бурливой шиверой по сосняку…. Пусть экстримом и не пахнет…, но очень симпатично)
В Беларуси бы такая река шедевром бы считалась – а тут как  само собой разумеющееся.

 Коллас на старте  Разливы в верховьях Колласа 

……..

На третий день похода (второй день сплава по Колласу) погода незаметно испортилась. Речка под серым небом тоже показалась скучней —  обычные карельские протяженные плесы и совсем простые шиверки между…
Но это уже было не важно. Точка начала Каньона все ближе…  главное, в него не влететь.
Скоро все разрешиться. Я уже устал его себе мысленно рисовать, представлять как меня будет в нем полоскать…

Часам к пяти, наконец, прибыли. У начала мощной шиверы зачалились, пошли смотреть. Точнее, поломились по снегу и лужам через частые елки.

Метров через 200 небольшое улово, где тоже можно зачалиться, кострище, начало тропки … Ага, значит отсюда все и начинается!
Правда, что конкретно начинается, с этого берега не видно…, только красноречиво слышно — чрез елки пробивается грохот воды. Прерывистая тропка поднимается к памятнику — носовая часть каркасной байдарки с табличкой «…в 93 году здесь погибли два 19-летних парня, спасая товарищей…» Спасли ли товарищей? Как они, почти дети, оказались ЗДЕСЬ на КАРКАСНЫХ байдах..?

Сразу рядом с обелиском — ключевой водопад каньона, 2-й из пяти от начала, если верить описаниям. Своей мощью он вызвал в нас легкий ступор – водопадики Тохмы и рядом не стояли…Рыжее бесформенное «месиво».. я это слово часто употребляю…так вот, все что до этого я называл «месивом» — так… брызги и бурбалки..
А ниже — слив-ступень (раз), потом быстроток-горка метров в 200 (два), потом поворот с прижимом (три), еще горка метров в 200 (четыре), слив-ступень с прижимом (пять), крайняя горка метров в 300 (шесть) и выходная шивера (семь)!
Со счету собьешься! И все это  в высоких скальных берегах, спуститься можно в считанных местах…

Мда…  из всего этого может обнадеживать только то, что очевидный водопад один, 4 остальных по пику паводка «сгладились»… и по такой высокой воде «мягко» должно быть, если самосплавом проходить…
Доплыть до водопада и удачно пройти его на лодке – это было бы чудом. Нужно чтоб кто-то под ним меня стопроцентно вылавливал… как это осуществить – непонятно.
Ниже водопада – теоретически идти можно… Я определил для себя вариант-минимум — пройти последнюю треть каньона…, как раз присмотрел удобный спуск к маленькому улову. Воды много, цепляться негде, в худшем случае костями прогремлю по камням — но это дело житейское…

На обратном пути к лодкам столкнулись с ребятами  из Ленобласти — Саша на Хатанге  и Иван с Юрой на катамаране, с которыми мы несколько раз пересекались на речке.
Они уже глянули на водопад, решили — НАФИГ. Мол, по такой воде страховку сделать невозможно.  Пошли обноситься сразу. Ну и слава богу! Нет страховки, значит, и соблазна идти нет. А нижнюю треть все-таки попробую попробую…

За всеми этими волнениями морось незаметно перешла в плотный дождь. Под ним мы прошли  шиверу… несколько волнуясь, поскольку, если перевернуться, то есть шансы унестись в тот самый водопад… зачалились у начала тропы, протащили лодки до середины каньона..
Там залезли  в ёлки погуще, кое-как растянули однослойную палатку в качестве тента.. погрелись, поужинали, посушились едва ли… Потом тент чудесным образом опять превратился в палатку, где мы с минимальным комфортом, если не касаться стенок (а я и не касался) переночевали, предвкушая завтрашнее приключение..

…..

А утром дождь перешел в  СНЕГ. Да если б просто снег – настоящая метель…, и  температура приблизилась к нулю..
Нужно  было либо пережидать непогоду…., либо обнести каньон полностью, пройти остаток реки с тройкой коллег и уехать вместе с ними  на заказанном бусе. Вчера они предложили нам такой вариант…
Пережидать  нам, собственно, было негде… поэтому выбор был очевиден, хотя и  чрезвычайно досаден… На прощанье прошел вдоль каньона еще раз, пофотографировал его через снегопад…

 

 …А на утро выпал снег..Загадочный памятник над каньоном Колласйоки
 
Основной водопад каньона
 

…………..

В качестве компенсации нас ждал экстрим совсем иного рода… На плесах встречный ветер буквально залеплял одежду и лодку снегом, затем на шиверах  валы окатывали ледяной (а какая она еще могла быть) водой… И так раз за разом, на протяжении 2 или 3 часов сплава, пока мы не вымерзли до предела.. А что бы было, если б я еще перед эти «покупался» в каньоне?

Наконец, прошли последнюю шиверу на повороте реки, которая в некоторых лоциях зовется «карманным порогом в кривом каньоне»… и стуча зубами, с околевшими руками и ногами, бросились на берег, к елкам.. Разожгли мощный костер, в 10 рук и с газовой горелкой это было несложно, достали бутылку бальзама. Накатили, закусили, постепенно пришли в человеческий вид…

Перекаты в нижнем течении Колласа

А метель не унималась. Поэтому в поселок по озеру не поплыли – снова грести против ветра на открытых пространствах было бы невыносимо, снялись у разрушенного Тулмозерского  металлургического завода времен Российской империи.. От реки метров 500 протащились по проселку с кашей из снега и воды в колеях до живописных руин из красного кирпича и  валунной кладки.  Совсем недавно превратили их в туристический объект — появились стоянка, указатели, стенды.. Вёл сюда разбитый грейдер, но машина все-таки смогла подъехать..

Запихали мокрые вещи и лодки вперемешку со снегом в рюкзаки, обратили внимание, что температура окончательно пошла в минус, и с удовлетворением спрятались в бусе,
на котором часа за 3 доехали до Петрозаводска.
Ребята не дали даже скинуться… надеюсь, что не из-за какой-либо нашей ущербности, а от большой симпатии. СПАСИБО!

Короткий волок от реки к стоянке у руин завода Руины Тулмозерского завода

Дальше все просто.
Прогулка по Петрозаводску до набережной Онежского озера, где тоже пасмурно и снежит  порывами..
Ночной поезд до Питера..
И целый день – до вечернего   автобуса – провели в этом городе, который не может наскучить. Бродили наугад по его улицам и площадям, благо,, погода опять наладилась… Забрели в Русский музей… где за 5 часов бега по залам впечатлились всеми его шедеврами, от древних икон до работ футуристов, включая известные каждому картины Шишкина, Врубеля, Рериха и прочая, прочая, прочая..
…и на Камчатку — бывшая котельную, где работал Цой и где собирались многие легенды русского рока. Сейчас здесь бар-музей  — грех не взять по пиву…

 На набережной Онежского озера в Петрозаводске  Праздничный Питер  На Камчатке

……..

Утром в автобусе продрал глаза, глянул в окно – ЧУДО! Оказалось все 6 дней, пока нас не было, в Беларуси идут теплые дожди,  и вместо пыльных серо-бурых видов все сочное, зеленое  и душистое…
Может, и фиг с ним, с этим каньоном?
P.S. С каньоном Колласа, ладно, пока все… как и с Южной Карелией.
….а следующей весной поедем на Кавказ, там для наших матрасов речек хватает!

...........

P.S. Спасибо, как говорится, за внимание...
Если понравилось, можно подписаться на мой ТГ канал https://t.me/kir2003_site
Если, конечно, вы уже не там)
Также есть страничка в Контакте https://vk.com/id608851795
И даже в Фэйсбуке https://web.facebook.com/kirtikhom

Абзац добавлен автоматически, если по каким-либо причинам неуместен в данном тексте, приношу извинения.

Комментариев: 2
  1. Интенсивно и красиво. Карелия, как всегда, радует погодой по весне:) Когда мы ходили Тохму, водопад у плотины был проходим- видимо, вода была ниже и на катамаране можно было зайти под пролетом моста. Спасибо, что не устаешь писать.

    • Спасибо, дорогая!
      ..тогда вроде вообще подвесного мостка над основным сливом Рускеальсого водопада не было!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.