Прогулка в Березинский заповедник 05-06.02.17

Обычный  стылый февральский день.
Небо равномерно затянуто  плотными облаками,  сливается с белой землей.  Оттепели «раздели» лес. Деревья и кусты на светлом фоне — тусклы и серы, сливаются в однородную массу, так что глазу зацепиться не за что.
Хоть кругом и многочисленные звериные следы, лежки и помет – ни шороха, все замерло, оцепенело. Природа отдыхает, погрузившись в глубокий сон без сновидений.
В таком окружении  уходишь в себя. Или в ориентирование, если на то есть необходимость.
На удивление, сейчас такая необходимость возникала редко.
Шел я по просеке, ведущей к Березине через заболоченный лес у речушки Мрай. Из крайней деревни Уборок привели к ней чьи-то следы, ревниво мелькнуло — неужто я здесь не первый нарушитель заповедного режима?
К моей радости,  человеческий след скоро пропал, осталась лишь торная звериная тропа, настоящий проспект.
Подтопленная просека, затем пойма и сама Березина скованы прочным льдом – иди себе по прямой, как по асфальту… Тропить не надо — снега мало, на открытых пространствах – наст.
Погуляв по пойме Березины с ее разливами, старицами, тростниковыми и ивовыми зарослями, вышел на речушку Липу, поднялся по ней вверх по течению пару километров – скоро сквозь голый черный лес  показался белый прямоугольник крыши.
Задача на сегодня выполнена, я у избы, — даже не успел ни устать, ни поволноваться…

example1
Следы на Березине
example1 example1
По замерзшей Липе

Добраться до дальней избы  на берегу речки Липа, в самом центре Березинского заповедника — было давней затеей.
К ней ведет пунктир тупиковой дороги на генштабе. Это единственный путь — кругом болота и пойма Березины. Дорога протяженная, километров 20, ходить туда-обратно по ней вряд ли интересно. Можно взять с собой лодку, и выплыть в Березину, но уж больно непропорциональны пешая и водная части, да и на Березине скорее всего поймают.
Или же можно дождаться морозов, чтоб все хорошо промерзло.
На что я в данный момент, в середине февраля, и надеялся. Полной уверенности   у меня не было, но выдохнул и решился.
Палатку не брал — будет дополнительный стимул.

example1
example1 example1
example1 example1
example1 example1

Дом с распахнутой дверью стоит на заросшей бурьяном поляне,  поодаль — корчеватые старые плодовые деревья. Старый сруб,  не новая избушка, как у речки Гурьба.
Сени и 2 комнаты с печками. В комнате справа провалилась крыша, в левой —  можно жить, даже кушетки и стулья есть. И матрасы, поеденные мышами. Дверь при желании притворить можно, а значит, можно и протопить комнату.
Позже, посмотрев карту РККА 30 годов,  обнаружил, что здесь  был хутор, причем один из многих. Вообще, восточная часть заповедника была обжитой. Какие колоритные названия бесследно исчезли! Лосиный Пересмык, Пустобор, Хорошая Сосна, Плясники и подобные!

Раз пришел рано, решил еще прогуляться с полчаса вверх по Липе.
Напротив избы разлив в тростниках, дальше узкая протока в лиственном лесу, потом опять — то широка, то узенькая. Речка не  скучная — только сплавится по ней вряд ли получится. Несколькими километрами выше русло на спутниковом снимке почти не читается.

Русло испещрено следами — большими и мелкими, копытами и лапами — отпечатались и застыли разнообразными пунктирами. Несколько могучих бобровых хат с натоптанными лазами.
Под ногами то смерзшаяся снежная каша, то схваченные последними морозами окна прозрачного льда, под которым бежит рыжая  болотная вода.
Как и в течении всего дня, непрерывно прощупывал-потыкивал перед собой специально для этих целей взятой лыжной палкой. Лед во всех проявлениях оказался вполне надежным.
Вечером чуть распогодилось, через  просветы робко дотянулось солнце,  подкрасило розовым монохромный пейзаж, тускло заблестело на открытом льду.
Ну что, нервы пощекотал, красоту увидел? Теперь пора обратно!

example1
example1
example1
Многочисленные следы на Липе

Вернувшись в дом, стал  обживаться.  Слегка подмел, составил в угол ненужные стулья. Нашел ржавое ведро, в речной промоине набрал рыжей воды, чтоб не топить снег. Поскольку нет ни пилы, ни топора, затащил в комнату пару стволов, полусгнивших досок из разрушенной половины дома, также сломанную мебель.

Все это стал пихать в печку и палить. Долго ли коротко, огонь разошелся, в особенности хорошо горело сиденье от стула. Весь долгий  вечер слушал, как обычно, книжку, гонял чаи.
Ночью было тепло и угарно — дыма в комнату я подпустил порядочно, оттого сны — особо бредовыми. Например, ястреб, с ежом в когтях, летавший  между стволами, и не дававший себя сфотографировать…

example1
example1 example1

Стал ни поздно ни рано, торопиться особо было некуда.
Накануне вечером распогодилось, светила луна, думал, на следующий  день будет солнце. Ан нет, все также тускло, только в воздухе планируют снежинки, такие редкие, что их можно сосчитать.
На удивление дорога от дома едва читается, а потом метров на 100 вообще похоронена под ветровалом. Обошел, присмотрелся, нашел продолжение. Дальше — многочисленные одиночные завалы.
Мда… кто же  здесь бывает-то!? Кроме меня?
Через 3км — мост через ручей Песчанка. И первый атрибут заповедника —  покосившийся щит, гласивший,что здесь девственный  черноольховый лес.  Не думаю,что экскурсанты когда-либо сюда забирались.
За мостом дорога вполне проходима, проезжаема на УАЗике.
Только в последний месяц никто по ней не ходил, кроме зверушек, и, тем более, не ездил. Так что бояться егерей на этом участке зимой не стоит.

example1
Мост через Великую
example1 example1 example1
По дороге к Гурьбе / избушка на Гурьбе

Дорога не оставляет вариантов — топай себе и топай. Погода пасмурная, морозная – как пишут на сайте, «без погодных явлений».  Пейзаж по-прежнему глаза не цепляет. Белое и серое. А когда чуть светлеет — то белое и темно-серое.
Остается думать-медитировать — обо всем подряд, или не о чем.
Часа через 2-3 вливаюсь в более существенную дорогу. Здесь уже все знакомо. Налево через 15 км – д. Крайцы, там могут поймать и штрафануть — знаю на собственном печальном опыте. Направо — мост через Великую, затем,  через 5 км, —  избушка и развалины моста через  Гурьбу, за мостом — дамба с тропой. Там нашелся даже ржавый щит, о том, что что запрещаются охота и туризм, только непонятно где. Может, вообще?

В избушке, где уже я бывал в прошлых походах, повалялся на нарах минут 20, перекусил.
Осталась, считай, финишная прямая — пересечь речку и выйти к  деревне Селец.
Все так и получилось, только дороги вывели меня не на Селец, а в Жортай. Без разницы. Автобус проходит и там и там. Минут 40 подождал его и уехал в Борисов.

example1
Граница заповедника за Гурьбой не обозначена. Обнаружился лишь ржавый щит, гласивший, что все запрещено, в т.ч. туризм)

...........

P.S. Спасибо, как говорится, за внимание...
Если понравилось, можно подписаться на мой ТГ канал https://t.me/kir2003_site
Если, конечно, вы уже не там)
Также есть страничка в Контакте https://vk.com/id608851795
И даже в Фэйсбуке https://web.facebook.com/kirtikhom

Абзац добавлен автоматически, если по каким-либо причинам неуместен в данном тексте, приношу извинения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.