Дретунь-полигон-Дрысские озёра — Горбачёво-Полоцк 21-22.06.14

Большего всего мне нравится кататься на севере Витебской области. В особенности интересно в районе границы с Россией, в краю заросших дорог и заброшенных деревень…
В 2014 году я продолжил активно  разведывать те места, и первый походик состоялся  в выходные 22-23 июля.  Задумка была такая — сначала коснуться Дретуньского полигона, потом переброситься на озера, из которых вытекает речка Дрысса, а потом поглубже заехать в приграничье Псковщины, а дальше —  посмотрим…

Целенаправленно ехал один, потому что давно уже не путешествовал «соло», и без палатки, потому что не было комаров этим летом, и без ЖПСа, потому что потерял его еще осенью.
В поезде выпил пива, выспался после напряженной пятницы и в 11 вечера покатил из Полоцка по асфальту в направлении Дретуни.
22 июня — самая короткая ночь в году. На горизонте между туч — просвет заката, плавно  переходящего в восход. Можно ехать без фонаря.
Сереет полоса пустынного шоссе, мокрого после дождя. По сторонам темные стены леса с разрывами полей и вырубок, редкиe деревеньки. Тишина, только шуршат покрышки.
Прохладный влажный воздух наполнен сменяющими друг друга запахами — то соснового бора, то заросшего луга, то скошенного сена, то влажного смешанного леса.
40 км такой дороги от Полоцка до Дретуни доставили мне большое удовольствие.

За деревней съехал на проселок, уводящий на Дретуньский полигон, а точнее на мост через Полоту и далее на озеро Крупень, где я планировал переночевать. Через минут 20 уверенная лесная дорога закончилось поляной среди кустов.
За кустами оказалась река, дальше нашлись развалины моста, а еще дальше — стоянка с двумя беседками.

мост через Полоту

Я выбрал беседку посимпатичнее, постелился на лавке, поехал сухофруктов, запил водой из речки, и заснул сладким сном.
С утра подняться помог шум машины.
-А  мост здесь есть?
-Да, в кустах!
Мужик уехал, я закинул в рюкзак спальник с ковриком и стартовал.
Полота спокойно перебродилась рядом со сваями моста, на том берегу дорога продолжилась дальше, как ни в чем не бывало, ведя перелесками Дретуньского полигона.
Вот и  первое из озер в этом походе — Крупень. Очень красивое, с крутыми склонами котловины под светлым сосновым лесом. Хоть и не жарко – искупался.

В планах на сегодня — заехать в леса за  речкой Дрысса. Но скорость передвижения была невелика — то земляника, то фотосессия — многочисленные озера, каждое чем-то необычное, заставляли постоянно останавливаться.
Озеро Глубокое, с синей, как в горных озёрах, прозрачной водой, с шикарной стоянкой на гряде, за которой прячется еще одно маленькое безымянное озерцо.
Озеро Чербомысло с братской могилой на берегу.
Еще несколько маленьких уютных озер в глубоких котловинах — Плотично, Черторыго, Окунец. В лесах между крупными озерами Свино и Белое их рассыпано как бусин в зеленом ковре. Куда не повернёшь — обязательно сквозь деревья блеснёт вода.

оз. Глубокое
оз. Чербомысло

Оставляю позади деревянный щит «Невельское лесничство», значит я уже в России. Скоро начнутся места, где я уже катался в сентябре 2010 года.
Чтоб не ездить по одним и тем же дорогам, сначала попытался обогнуть оз. Белое с юго-запада. Безуспешно, дороги упорно сворачивали с желаемого азимута, зато на заросших колеях нашел молодых подосиновиков и лисичек. Это было очень кстати, так как из еды у меня был сахар и гречко-рис — не удосужился позаботиться о чем-либо более существенном.

Грибы на лесных дорогах. Кладбище перед несуществующей деревней Дударево

А затем еще раз попытался уйти со знакомого пути, на обозначенную на генштабовской карте дорогу, ведущую мимо озера Соминское.
За одной из развилок уткнулся в лагерь лесорубов. На костре стоял большой чан, полный каши с тушенкой, людей не было. Не смог устоять — сначала попробовал, затем приложился основательно, и, чтоб не заводить лишних знакомств, поспешно продолжил путь.
Колея буквально пробивалась через бурелом, так что было очень даже интересно, куда ж это по ней кто-то так целеустремленно ехал. Оказалось на рыбалку, на  озеро Соминcкое. Здесь же, у кострища с лавкой дорога и закончилась.
Местность к тому моменту сменилась на характерные глинистые  косогоры, поросшие смешанным лесом и зарослями травы в рост человека. Дороги  и деревни в таких местах быстро исчезают, бесследно зарастая травой и кустами, тонут в глине.
Так оказалось и на этот раз. На карте-километровке дорог хватает — хочешь направо, хочешь налево. Здесь же кругом была непролазная трава и криволесье.
А возвращаться назад не хочется. Стал продираться по бурелому вдоль берега озера. Недолго, но матерился очень отчаянно. Где-то через километр к озеру пробилась еще одна дорога. На лавке лежал томик стихов без обложки. Я на радостях искупался, даже немного почитал…
Колея, продавленная в глине, поднялась серпантином на холм. Дорога явно вела обратно,   но выбора не было, Травы, кусты, смешанный лес — непроходимые джунгли, иначе не назовешь.
Через полчаса оказался на изначальной дороге, с которой я свернул в поисках альтернативного пути. Вот такой круг, для особо любознательных, получился.

Дорога К озеру Соминское.
Дорога ОТ озера Соминское.
Озеро Чёрное.

Дело было к вечеру, а проехал я едва половину намеченного.
Резко прекратил есть землянику, фотографировать и разглядывать карту, тем более, что дальше было и так все ясно.
Пересек железную дорогу, оставил слева станцию Клястицы и оказался вскоре на асфальте трассы Краснополье — Невель.
По ней вернулся в Беларусь, проехав мимо безлюдной будки и поднятого шлагбаума.
Тут  был повод задуматься. Мне нужно на другой берег Дрыссы, а мост в Краснополье, в 10 километрах ниже по течению.
Можно поехать на Дрыссу прямо здесь, там по генштабовской карте тоже мост, но, скорее всего, он уже давно исчез. Вот и проверим..

р. Дрысса

Был уже вечер, очень свежо для июня, садящееся яркое солнце, которого не бывает в знойные дни, подсвечивало деревья и травы низкими лучами. Дорога привела к живописным остаткам моста. Сразу разделся и полез мерить глубину. Не дойдя до середины, пришлось плыть. Брода здесь нет. Увы.
Берег Дрыссы  высокий и чистый. Неплохое место для ночевки. Ладно, несмотря на то, что пока светло, — останавливаюсь, еще надо грибы почистить.
А утром посмотрим…
На ужин были грибы с гречкорисом. Готовится просто — в чашку насыпается гречкорис и грибы, и вариться, пока не свариться гречкорис.

Берег Дрыссы и остатки моста.

Не зря я здесь остался ночевать. С утра, как повелось в этом походе, подъехала машина.
На этот раз не у меня спросили, где мост, а я спросил, где брод. А вон, где косая полоска травы выдаётся в русло, чуть ниже моста!
Пол  7-го утра. Разделся, пошел проверять. Не обманули — немного выше пояса. Позавтракал грибами. Подтянул рюкзак повыше, повесил велик на плечо и аккуратно перешел достаточно широкую здесь Дрыссу. Хорошее начало дня.

На Дрысских озерах  — Волобо, Синьша и другие — я не раз бывал в детстве с отцом. Они легкодоступны, и в сезон там людно. Глянул на них мимоходом. В деревне Боровцы дорвался, наконец, до магазина..

Времени было еще много, и я не спешил отказываться от первоначальной задумки — заехать поглубже в леса на Российской стороне и потом вернуться по трассе Себеж-Полоцк.
Попытка номер один была в районе озер Глыбы — Дрыссы. У развилки с деревянным указателем на деревню Шерстово встретил дядьку на УАЗике. Он рассказал, что за Шерстово дорог нет, а если поехать налево, то там «хорошая боровая дорога», ведет в том числе и в Россию.
Ехал я по ощущениям долго, так всегда кажется в незнакомой местности. Дорога пошла сосновым лесом, было множество развилок, заставляющих напряженно вглядываться в карту и компас.. Но той дороги, что я для себя определил по генштабовской карте, огибающей озеро Ямно с запада, так и не нашел.
Неожиданно оказался на его берегу , а затем единственная дорога вернула меня в белорусскую деревню Антоново.
Заморосил дождик. Я выбрался на гравийку, по которой я доехал до Горбачево.  Осюда 20 км по трассе до Россон и потом еще 50 до Полоцка.

Дорога на Россоны.

Я уже собрался возвращаться трассой через Россоны, только решил проехать напоследок по лесной дороге левым берегом Черепетицы.
Очень приятная дорожка оказалась. То дремучий ельник, то заросли травы, то болото, где все укрыто мхом,  то бор, то лесной ручей.

Выехал внезапно я на гравийку. Генштабовской карты именно на этот кусок я почему-то не распечатал, а судя по атласу, здесь дороги никакой не было. Как всегда, вовремя показался местный дядька. Так это ж дорога в Россию!
Вот как! Оказалось, дорога, протянувшаяся с Осинников до Старой Пустошки, не только не исчезла, но и активно используется.
Если по ней доехать около 15  км до Пустошки, а потом 15 км налево – должны же из Пустошки быть еще дороги, кроме этой — то окажусь я на трассе Себеж-Полоцк. Пусть по ней мне «пилить» до Полоцка, не 55, а 80 км, но поезд в 2 часа ночи, успею…

Около километра дорога разъезжена лесовозами, так что можно только вести велосипед. Зато, благодаря лесозаготовкам, появился и новый бревенчатый мост через Черепетицу…
Но через пару километров вырубки  закончились, и я покатил по идеальной лесной велодорожке. По  сторонам сменялись мрачные ельники, сухие светлые боры, влажный лиственный лес в низинах, разнообразные болота — верховые сосновые, низовые с тростником, дорога же, как стрела, вела на север. Она была идеально пряма и ровна — в болотах шла по насыпи,  в грядах  были выемки. Поскольку  времени было в обрез, гнал я по ней с ветерком. Только один раз дорога ушла вбок,  видимо на новый мостик через ручей Комлевка,  сразу стало тревожно на душе, потом дорога снова вернулась на дамбу.

Там, где на карте нарисована д. Швецы, дорога все-таки ушла с дамбы.  Появились колея, непроезжие лужи, но до Пустошки оставалось совсем немного.
Жилых домов в деревне осталось лишь несколько, остальные разрушаются очень красиво, уступая напору трав и леса.
Древняя бабка в одном из них рассказала, что никаких дорог здесь нет, кроме той, по которой я приехал, идущей дальше на север.

Не сказать, что я расстроился. Разведку сделал хорошую, а прокатиться обратно по лесному «шоссе» я был рад. На мостике  через Черепетицу последний раз перекусил. Сразу после этого дождь, периодически  накрапывавший с обеда, полил в полную силу.
Под дождем ехалось  задорно.
Во-первых, лето. Во-вторых, если не останавливаться, то тепло, а в-третьих, в рюкзаке — сухая флиска.

За Россонами дождь кончился, низкое солнце  подсветило клубы синих туч.
Тучи эти не уходили, хотя и были на юге,  а увеличились, потом смешались с низкими серыми обрывками, несущимися с запада, заполнили все небо и разразились 2-ой порцией дождя. На этот раз я переждал ненастье под навесом остановки.
До Полоцка от Россон почти 50 км.
3 года назад я так уже возвращался с полным рюкзаком маслят. Было очень тяжело, но маслята я не бросил. Сейчас же маслят не было, и обратный путь мне понравился.
Трасса на Россоны – местная, машин мало, катишь себе посередине, если что — уходишь на обочину. В Полоцке я оказался ровно вовремя, чтобы обменять билет на более ранний, 12- часовой поезд, собрать велосипед. и погрузиться в купейный – других мест не было — вагон. Велик оставил в коридоре —  ну куда его в купе деть!
Проводница – молодец, слова не сказала!
Вот так  я  отдохнул. И даже в понедельник на работе оказался, что бывает не всегда.

...........

P.S. Спасибо, как говорится, за внимание...
Если понравилось, можно подписаться на мой ТГ канал https://t.me/kir2003_site
Если, конечно, вы уже не там)
Также есть страничка в Контакте https://vk.com/id608851795
И даже в Фэйсбуке https://web.facebook.com/kirtikhom

Абзац добавлен автоматически, если по каким-либо причинам неуместен в данном тексте, приношу извинения.

Комментариев: 2
  1. Здравствуйте Кирилл.Подскажите возможно проехать на микроавтобусе возле озера Чербомысло в Россию к озерам Белое,Черное.Заранее благодарю.

    • Добрый! К Белому подъезды есть, насколько проезжаемы для буса, сложно сказать… Вдоль Черного до его северной оконечности и далее через протоку на запад — хорошая песчаная дорога. Читается на спутниковом снимке. Проезжал по ней фрагментами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.