ВелоСОЛО по узкоколейке за р.Черепетицей 1-2.11.14

На этот раз забросился  в приграничье со стороны трассы Полоцк-Себеж, на автобусе Минск-Питер. Взял билет до Полоцка, а потом договорился с водителем, чтоб добросили до Юхович.
Выгрузился пол 1-го ночи. Сразу за деревней — мотельчик, вскоре за мотелем — граница с Россией.
От мотеля тропа с деревянным настилом ведет к хорошо знакомой по водным походам беседке на берегу Нищи. В воздухе висит влага, деревяшки покрыты изморозью. На лавке расстилаю коврик, зимний спальник. И вполне комфортно ночую на свежем воздухе .
Утро серое, промозглое, градуса 2 выше нуля. Котелок забыт дома, колесо заднее спущено, клея и запаски нет.
Потом потихоньку всё налаживается. Нахожу литровую алюминиевую пивную банку — вот и котелок для любителей облегчённого снаряжения, камера накачивается и больше не спускает.

Сейчас должно быть интересно. На карте генштаба высмотрел бывшую железнодорожную ветку, начинающуюся в Юховичах, пересекающую речку Черепетицу, и далее, лесами на севера от Вальковского и Черепетского озер, пробирающуюся до слияния со знакомой уже мне веткой Россоны-Старая Пустошка.

На сайте «Псковские железные дороги» pskovrail.ru удалось найти такую скромную информацию:
.. от станции Силково до населенного пункта Исаковка вблизи крупного села Юховичи была построена железнодорожная ветка. Старожилы утверждают, что дорогу …. на Юховичи в годы Первой  мировой войны строили китайцы. Это неудивительно, так как в 1916 году только на строительство дороги на Мурманск приехали 10000 китайцев.
…В 30-х годах…. там были уже одни шпалы…
…вблизи железнодорожной ветки на берегу озера Девицы была расположена деревня Коптелы. Там по слухам был клуб, танцы всегда были, и местный народ тусовался там постоянно.
А во время отечественной войны здесь была узкоколейная ветка. По этой ветке немцы лес возили. Потом железо немцы вывезли, а насыпи-то остались. До сих пор это направление так и называется «железная дорога».

Начало бывшей «железки» нашлось сразу, за последними домами в Юховичах.
Через час дамба высоким мысом врезалась в долину Черепетицы. Моста там давно нет, но по воспоминаниям с водных походов речка не особо полноводная.
Воспоминания не особо совпадали с наблюдаемым. Внизу была достаточно широкая, спокойная и явно не мелкая река. Из воды торчали несколько одиноких черных гнилушек-свай. Ну что делать, надо попробовать. Раздеваться, залазить в ледяную воду и смотреть. В 2-х метрах от берега мне стало по шею, увы.
Слегка обалдевшей от неожиданного купания, прошелся по берегу вниз по течению. Вышел на обрыв, под ним река уже и быстрее, и мельче. Разведка показала – по колено. Что ж, ура! Перехожу последний раз, с велосипедом на плече.

Муравейник на краю дамбы над Черепетицей

Путешествие по заброшенной железной дороге — своеобразная смесь предопределенности и сюрпризов.
Наезженные дороги не раз сменялись заросшими, заваленными, противопожарными рвами,  еле заметными тропами, несколько раз, чтоб найти в зарослях травы и кустов продолжение, приходилось очерчивать широкие круги…
Но всегда железная дорога проявлялась — дамбой, выемкой, или  старой просекой. Главное — не терять уверенности в том, что она есть.
В середине дня, казалось, надолго зарядил мелкий осенний дождь. Потом выглянуло солнце, пейзаж приобрел теплоту и мягкость.

Разнообразная бывшая «железка»
Лёд в луже.

Особо интересной бывшая «железка» стала в районе озера Девицы, после размытого ручьём участка. Лесных дорог на ней уже не проявлялось, только едва читалась то насыпь, то выемка, то просто какое-то шестое чувство подсказывало, где искать продолжение. Картинки по сторонам сменялись постоянно — косогоры с еловым буреломом, сосновый бор, обширное верховое болото с тощими сосенками. Там, где в борах полотно заросло высоким мхом, едва читались следы шпал.

 Опять бор, чистый светлый, нет ни выемки, ни насыпи, только следы шпал под мхом. Пора бы уже и «влиться» в ветку на Старую Пустошку, по которой я катался летом.
Обходя совсем уж заваленный участок, оказываюсь вдруг на  перпендикулярной глухой лесной дороге. Интуитивно иду по ней на север, и вскоре я на полюбившемся мне тогда «лесном шоссе» .

Насыпь в бору, перед впадением в ветку на Старую Пустошку.

В моем соло-маршруте нежданно-негаданно появился вечер у костра в компании лучших друзей — Вовки и Димки, они в этих местах на рыбалке. Неожиданно вызвонили меня на самом удаленном участке моего путешествия, когда на телефоне была едва одно деление на индикаторе сигнала.
-Говорят едем на Белое, ждем на шашлык!
-На Белое, говорю, никак, совсем в другой стороне!
-А на Вальковское сможешь!
–Пожалуй!
Так и решили.
По прямой понесся на юг, в Беларусь.  Остановку сделал только чтоб посмотреть речку-ручей Комлевку. Летом она терялась в зелени, а сейчас  далеко просматривалась среди голых стволов.
Сначала даже показалось пригодной для сплава, но после бобровой плотины едва проглядывала через многоярусные завалы.

Проехал по мосту через Черепетицу, свернул на лесную дорогу, огибающую озера Черепетское и Вальковское с юга.
Тут уже ничего неожиданного не будет, только вот где именно свернуть к берегу…
Окончательно стемнело. Покрикивал на подозрительных развилках, на 3-раз успешно.
Радостная встреча, теплый обильный ужин, и даже купание — вместо «медитации» в одиночестве у крошечного костра.

Втроём в палатке было более чем тепло. А с утра ждал сюрприз, на озере —  тонкий лёд, все вокруг покрыто инеем. Солнце показалось на горизонте, потом спряталось в сплошной облачности, наползшей с запада.

 Вовка и Дима
 Рассвет на озере Вальковском.

Позавтракали фирменной яичницей от Вовки, потом поспешили — Вовка с Димкой рыбачить на озеро, а я — в живописный заказник Красный бор — большой лесной массив с множеством озер, между реками Свольна и Нища.

Над землей повис морозный туман. Иней и не думал таять даже на велосипеде. Я проехал на север вдоль Нищи, спустился к реке, нашел места, запомнившиеся по летнему водному походу по Нище. Потом свернул на запад, и очертил большой круг вокруг всего заказника — через хутор Красный бор, мимо озера Белое, приятной лесной дорогой левым, дальним берегом Свольны до д Миловиды. Там в очередной раз пересёк Свольну, и направился на Клястицы, навстречу ехавшими на машине, чтобы забрать меня, друзьям.

...........

P.S. Спасибо, как говорится, за внимание...
Если понравилось, можно подписаться на мой ТГ канал https://t.me/kir2003_site
Если, конечно, вы уже не там)
Также есть страничка в Контакте https://vk.com/id608851795
И даже в Фэйсбуке https://web.facebook.com/kirtikhom

Абзац добавлен автоматически, если по каким-либо причинам неуместен в данном тексте, приношу извинения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.