На этот раз забросился в приграничье со стороны трассы Полоцк-Себеж, на автобусе Минск-Питер. Взял билет до Полоцка, а потом договорился с водителем, чтоб добросили до Юхович.
Выгрузился пол 1-го ночи. Сразу за деревней — мотельчик, вскоре за мотелем — граница с Россией.
От мотеля тропа с деревянным настилом ведет к хорошо знакомой по водным походам беседке на берегу Нищи. В воздухе висит влага, деревяшки покрыты изморозью. На лавке расстилаю коврик, зимний спальник. И вполне комфортно ночую на свежем воздухе .
Утро серое, промозглое, градуса 2 выше нуля. Котелок забыт дома, колесо заднее спущено, клея и запаски нет.
Потом потихоньку всё налаживается. Нахожу литровую алюминиевую пивную банку — вот и котелок для любителей облегчённого снаряжения, камера накачивается и больше не спускает.
Сейчас должно быть интересно. На карте генштаба высмотрел бывшую железнодорожную ветку, начинающуюся в Юховичах, пересекающую речку Черепетицу, и далее, лесами на севера от Вальковского и Черепетского озер, пробирающуюся до слияния со знакомой уже мне веткой Россоны-Старая Пустошка.
На сайте «Псковские железные дороги» pskovrail.ru удалось найти такую скромную информацию:
.. от станции Силково до населенного пункта Исаковка вблизи крупного села Юховичи была построена железнодорожная ветка. Старожилы утверждают, что дорогу …. на Юховичи в годы Первой мировой войны строили китайцы. Это неудивительно, так как в 1916 году только на строительство дороги на Мурманск приехали 10000 китайцев.
…В 30-х годах…. там были уже одни шпалы…
…вблизи железнодорожной ветки на берегу озера Девицы была расположена деревня Коптелы. Там по слухам был клуб, танцы всегда были, и местный народ тусовался там постоянно.
А во время отечественной войны здесь была узкоколейная ветка. По этой ветке немцы лес возили. Потом железо немцы вывезли, а насыпи-то остались. До сих пор это направление так и называется «железная дорога».
Начало бывшей «железки» нашлось сразу, за последними домами в Юховичах.
Через час дамба высоким мысом врезалась в долину Черепетицы. Моста там давно нет, но по воспоминаниям с водных походов речка не особо полноводная.
Воспоминания не особо совпадали с наблюдаемым. Внизу была достаточно широкая, спокойная и явно не мелкая река. Из воды торчали несколько одиноких черных гнилушек-свай. Ну что делать, надо попробовать. Раздеваться, залазить в ледяную воду и смотреть. В 2-х метрах от берега мне стало по шею, увы.
Слегка обалдевшей от неожиданного купания, прошелся по берегу вниз по течению. Вышел на обрыв, под ним река уже и быстрее, и мельче. Разведка показала – по колено. Что ж, ура! Перехожу последний раз, с велосипедом на плече.
Муравейник на краю дамбы над Черепетицей
Путешествие по заброшенной железной дороге — своеобразная смесь предопределенности и сюрпризов.
Наезженные дороги не раз сменялись заросшими, заваленными, противопожарными рвами, еле заметными тропами, несколько раз, чтоб найти в зарослях травы и кустов продолжение, приходилось очерчивать широкие круги…
Но всегда железная дорога проявлялась — дамбой, выемкой, или старой просекой. Главное — не терять уверенности в том, что она есть.
В середине дня, казалось, надолго зарядил мелкий осенний дождь. Потом выглянуло солнце, пейзаж приобрел теплоту и мягкость.
![]() |
![]() |
Разнообразная бывшая «железка»
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Лёд в луже.
Особо интересной бывшая «железка» стала в районе озера Девицы, после размытого ручьём участка. Лесных дорог на ней уже не проявлялось, только едва читалась то насыпь, то выемка, то просто какое-то шестое чувство подсказывало, где искать продолжение. Картинки по сторонам сменялись постоянно — косогоры с еловым буреломом, сосновый бор, обширное верховое болото с тощими сосенками. Там, где в борах полотно заросло высоким мхом, едва читались следы шпал.
![]() |
![]() |
![]() |
Опять бор, чистый светлый, нет ни выемки, ни насыпи, только следы шпал под мхом. Пора бы уже и «влиться» в ветку на Старую Пустошку, по которой я катался летом.
Обходя совсем уж заваленный участок, оказываюсь вдруг на перпендикулярной глухой лесной дороге. Интуитивно иду по ней на север, и вскоре я на полюбившемся мне тогда «лесном шоссе» .
![]() |
![]() |
Насыпь в бору, перед впадением в ветку на Старую Пустошку.
В моем соло-маршруте нежданно-негаданно появился вечер у костра в компании лучших друзей — Вовки и Димки, они в этих местах на рыбалке. Неожиданно вызвонили меня на самом удаленном участке моего путешествия, когда на телефоне была едва одно деление на индикаторе сигнала.
-Говорят едем на Белое, ждем на шашлык!
-На Белое, говорю, никак, совсем в другой стороне!
-А на Вальковское сможешь!
–Пожалуй!
Так и решили.
По прямой понесся на юг, в Беларусь. Остановку сделал только чтоб посмотреть речку-ручей Комлевку. Летом она терялась в зелени, а сейчас далеко просматривалась среди голых стволов.
Сначала даже показалось пригодной для сплава, но после бобровой плотины едва проглядывала через многоярусные завалы.
![]() |
|
![]() |
![]() |
Проехал по мосту через Черепетицу, свернул на лесную дорогу, огибающую озера Черепетское и Вальковское с юга.
Тут уже ничего неожиданного не будет, только вот где именно свернуть к берегу…
Окончательно стемнело. Покрикивал на подозрительных развилках, на 3-раз успешно.
Радостная встреча, теплый обильный ужин, и даже купание — вместо «медитации» в одиночестве у крошечного костра.
Втроём в палатке было более чем тепло. А с утра ждал сюрприз, на озере — тонкий лёд, все вокруг покрыто инеем. Солнце показалось на горизонте, потом спряталось в сплошной облачности, наползшей с запада.
![]() |
![]() |
![]() |
Вовка и Дима
![]() |
![]() |
![]() |
Рассвет на озере Вальковском.
Позавтракали фирменной яичницей от Вовки, потом поспешили — Вовка с Димкой рыбачить на озеро, а я — в живописный заказник Красный бор — большой лесной массив с множеством озер, между реками Свольна и Нища.
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
Над землей повис морозный туман. Иней и не думал таять даже на велосипеде. Я проехал на север вдоль Нищи, спустился к реке, нашел места, запомнившиеся по летнему водному походу по Нище. Потом свернул на запад, и очертил большой круг вокруг всего заказника — через хутор Красный бор, мимо озера Белое, приятной лесной дорогой левым, дальним берегом Свольны до д Миловиды. Там в очередной раз пересёк Свольну, и направился на Клястицы, навстречу ехавшими на машине, чтобы забрать меня, друзьям.
...........
P.S. Спасибо, как говорится, за внимание...
Если понравилось, можно подписаться на мой ТГ канал https://t.me/kir2003_site
Если, конечно, вы уже не там)
Также есть страничка в Контакте https://vk.com/id608851795
И даже в Фэйсбуке https://web.facebook.com/kirtikhom
Абзац добавлен автоматически, если по каким-либо причинам неуместен в данном тексте, приношу извинения.