Велопоход Алеща-оз. Пустое Могильно-Верхнедвинск 30.10-1.11.19

В эту ИГРУ я играю давно… Поначалу неосознанно, потом все более смакуя, пока не стал настоящим гурманом…
Правила просты. Надо взять старую карту — мою любимую  Генштабовскую километровку, выбрать на ней самые глухие области, в этих областях найти самые причудливые проселки — причем надо проверить на спутниковом снимке, чтоб они не сильно читались… И вперед! И ни в коем случае ни возвращаться!

Найти в чаще, болоте, зарослях кустов следы старого пути, не потерять его и выйти на ту сторону массива — это настоящий квест. Пусть ты и просматривал путь на карте и на снимке, пока не пройдешь, не узнаешь что там…
А что же там может быть? Да ничего особого — «деревянный лес» и «мокрое болотце». Только я то знаю, что каждый лес, и болотце, и ручей, и озеро – уникально… И главное, что все это богатство  заброшено, в хорошем смысле, — едва тронуто человеком.

Подавляющему большинству такая ИГРА покажется странной. Велосипед половину времени приходится катить или тащить, иногда проклинаешь все на свете,  застряв в непролазных зарослях..
Как говориться, на любителя… А в данном случае — на 2-х любителей – традиционно в ноябрьское межсезонье выбрались с Саней Устиненко Восточным.

 

Приблизительно трек и точки в формате GPX>>
Задача на это раз — досмотреть все, что не разведано в приграничье за предыдущие 10 лет. Хоть треки моих путешествий уже сплелись  в плотную сетку, остались уголки, где я не проходил, или отступил…

Если совсем конкретно, план был следующий:
1) Стартовать со станции Алеща, по-быстрому крутануть тридцатку до белорусской пограничной деревни Гришино.
2) Обогнуть слева озеро Ямно, пересечь границу с Россией и выйти на российскую пограничную деревню Клиновое.

3) От озеро Язно, мимо озера Гусино, пройти на деревню Дуброво, там стать на насыпь узкоколейки и проехать до озера Пустое Могильно.

4) От Пустого Могильно выйти на озеро Лива через озеро Островно, и далее на озеро Большое Олбито

5) Проехать или пройти дорогами, огибающими с юга озера Олбито и Осыно.

6)Через Себежский нацпарк, мимо озера Лисно, выйти на трассу в районе озера Освея.

Описывать каждый участок трека бессмысленно. Катились, тащилсь, продирались…, терялись и находились. Ехать не много, где удавалось… Друг друг не щадили, «упахивались» основательно.. На все ушло полных 3 дня и 180 км?..
Но цифры и прочая конкретика в этой ИГРЕ — не главное.
Главное, что каждый вечер, ночуя в новом незнакомом месте, испытываешь чувство хорошей усталости, не зря прожитого дня. А каждое  утро, которое действительно УТРО — то, что рождается с восходом солнца, обещает следующий интересный день.
Почему так не получается жить вне похода?…

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

 Пустой дизель на Полоцк-Алеща. Опухший с утра Kir2003 ) Озеро Ведето-старый знакомый — 2 водных с него началось.. Шерри с нетерпением ждет, когда мы позавтракаем и побежим Озимые поля за Дриссой   Очень качественная глина попалась на свежевспаханном поле) Проселки Слобода-Хотьково-Гришино Полный набор — и грязи, и лужи..и скоростные участки.  Случайно наткнулись на вырубку с богатым урожаем опят, очень кстати замороженных Озеро Ямно действительно глухое, как и смотрится на генштабе — обнаружили только один заросший подъезд. А на высокий мыс с соснами даже тропы не увидели…  «Атмосферные» старые дороги с запада от Ямно Весь день температура ниже нуля…Свежий мосток через протоку из озера Бродно. Сюда, на самую границу, с какого-то бока пробрались лесорубы, обновили его… Обзорная ива на окраине деревни Клиновое. В 2015 году я  вышел к ней со стороны села, но дальше продираться не решился… По-очереди слазили наверх, но кроме кустов, зарослей трав и пасмурного неба ничего не увидели)Кто его знает, когда и где станем..-перед финальным броском потратили 20 минут на восстановление — перекус для Сани и  дрему для  меня. На стоянке на озере Язно как раз догорал оставленный кем-то костер….
Стали в сумерках на озере Ясное, которое я также приметил в прошлых поездках. Ночевка у костра с грелкой-собакой)

ДЕНЬ ВТОРОЙ

Озеро Ясное — вполне соответствует своему названию. В особенности, морозным ноябрьским утром.. Пока я валялся, Саня успел пофотографировать, распалить костер и приготовить завтрак.На карте 100-летней давности — 2-х верстовке — изображены множество хуторов и деревенек. На генштабе вместо них часто обозначены урочища с теми же названиями.  Урочище (когда-то деревня) Лапути  Дорога еще некоторое время «живая», потом уходит в сторону… идем по азимуту.Как-то так… По какой-то звериной тропке  вышли на  затерянное в  болотах озеро Мочливица (название это есть только на верстовках) Вышло это случайно, но мы посчитали, что будто так оно и задумано.. Познакомились с озером —  и напрямик дальше — искать хоть какую-нибудь тропку. И опять случайно попались грибы — на этот раз замороженные лисички. Хорошая закуска на вечер! Рельеф прыгнул вверх, начался деловой лес, а в нем и пути появились… К полудню небо очистилось. Ноябрьское солнце стало робко  согревать воздух, над землей поднялась дымка, снежной крупе осталось лежать недолго.  Перебрались через ручей, впадающий в озеро Гусино. За ним нужная нам дорога проявилась окончательно.Насыпь, сооруженная перед войной.. Узкоколейкой она так и не успела стать.

За озером Гусино, прямо перед деревней Дубровно, свернули  на прямую накатанную дорожку, проложенную по насыпи бывшей узкоколейки.

Точнее, узкоколейкой она так и не успела стать…
Вот инфа, собранная участником форума poehali.net Черепом:
«… Из письма опубликованного мемуарами, выясняется, что дорогу строили перед самой войной, местные жители и вероятно, заключенные.
Дорога не была достроена, что подтверждается воспоминиями военных
(Мы догнали полк, уже втянувшийся в большой сосновый лес, — продолжал В. М. Звонцов. — Командир полка без промедления поставил перед батальонами задачу: достигнуть насыпи недостроенной железной дороги, возможно дальше продвинуться вдоль нее к востоку, до рассвета окопаться и организовать оборону, не надеясь на соседей…)
Т.е. во время боевых действий наши войска использовали насыпь как естественное укрытие…

Однако, насыпь до сих пор в хорошем состоянии и проезжаема на большей части, местные называют ее «линия» …

Ка бы то ни было, это замечательно — прокатиться по ней с ветерком. В особенности, по контрасту с фоновым продиранием) Да и люблю я старые узкоколейки трудно объяснимой любовью — впрочем, я не единственный…
Участок от Дубровно до Александрово, который мы проехали, совсем небольшой — 7 км. На нем 3 мостка — 2 из них в виде оригинальной параболической бетонной арки — фирменная фишка этой дороги…, видел такой на участке за озером Язно в прошлых покатушках…

 Оригинальные бетонные мосты под насыпью в виде параболических арок — ее фирменная «фишка». Озеро Пустое Могильно — очень давно хочу до него добраться. Где же здесь пустая могила?
Пойманный в Александрово «язык»- местная тетя — так и не смогла объяснить.
 Шерри в велопоходе либо бежит, либо лежит и дрожит)… а потом снова бежит) Благоустроенная стоянка на оз. Пустое Могильно. С мебелью) На окраине деревни Александрово — руины крупного хозяйства. В заросшем углу за  деревней Глуховка — памятник времен ВОВ с красноречивыми артефактами. Озеро Островно, выехали к  нему случайно — единственная проезжая дорога вела к стоянке, здесь же и закончилась.  За мертвой деревней Олисово нашли колею, но вела она не совсем туда, куда надо — на кладбище на мысу.  Холмы, подступающие с юго-запада к озеру Островно  Несколько часов довольно отчаянного продирания — и мы в Деревня Машихино на оз. Лива. Дальше до Олбито более-менее гладко..
В темноте стали на озере Олбито.

Как всегда планов было громадье — крутить педали по темноте, пока не свалимся. Но 10 километров  дороги вдоль озера Олбито, показанной на генштабе как широкая грунтовка, таковой уже давно не являются — перерытая глинистая колея, ехать по которой ночью в прыгающем свете фонаря практически невозможно.
Еще вдоль дороги на карте показаны сплошные болота -мало того, что проскочить этот участок не получиться, так и стать что-ли негде.?.
Но повезло, как всегда, —  Саша заметил отворот, ведущий к хорошей стоянке на высоком берегу озера Олбито. Открытая луговина с рядом могучих деревьев вдоль крутого откоса, внизу песчаная отмель с галькой, несколько валунов, прозрачная вода.  Возможно, эта стоянка единственная на озере — берега его преимущественно болотистые.
Ели, пили, закусывали грибами.. разговоры разговаривали. Спали  опять у костра. На этот раз под Сашиным тентом — вечер и большую часть ночи моросило. Было очень уютно.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ


Ранним утром над озером собралась грозовая туча, пролила заряд дождя… И ушла, оставив умытое небо и землю.Всходит солнце, сверкает в каплях…Дорога с юга от озера Большое Олбито не сказать, что скоростная.
 На одном участке дорога завалена давно спиленными стволами. Видимо, поленились вывести..
Перед речкой Олбита вдруг появляются  фрагменты брусчатки. 100 лет назад здесь была деревня Олбитица.Переправа через Олбиту, вытекающую из одноименного озера, внесла приятное разнообразие. «В пьянстве замечен не был, но по утрам жадно пил холодную воду…»))) Витаминка) — сочный боярышник. Пустоши перед трассой Полоцк-Себеж Дорогу с юга от озера Осына нашли  не сразу, ехать не пришлось ни разу. Действительно глухие места, раздолье для зверья — вон как художественно обглодали ствол. Речка Осына — вполне сплавная.., моста через нее давно уже нет.Несложный бродик по бревнам. Мост через второе русло Осыны — за ним еще несколько километров заросшей дамбы… И приевшееся хмызняковое болото, наконец, сменяется спелыми борами и ельниками.На озере Травивец (см. двухверстовку) обедаем и прощаемся. Саня едет своим ходом на Полоцк, чтоб успеть на 7-и часовой Гомельский поезд.  Я же покручу в Верхнедвинск, на 8-часовой дизель до Полоцка, чтоб потом сесть на ночной Минский поезд.По дороге  Саша заехал к красивому высокому мосту через Нищу-  в давнем летнем водном походе была у меня здесь хорошая фотосессия. Еще лет пять, и  мост рухнет окончательно, увы… А я поехал дальше на запад. Именно, поехал — все дорожки здесь укатанные и скоростные. Только что брусчатка !на лесной дороге! — иногда напрягала. Разрушающийся мост через Свольну — также весьма живописен. Пока еще позволяет спокойно перейти на тот берег.Въезд на кусочек Беларуси на северо-западном краю озера Лисно — таких помпезных знаков я еще не встречал)) Канал Дегтяревка, соединяющий озера Освею и Свольно — надо будет по нему сплавиться. Пустынные асфальты до Верхнедвинска — финальный перегон в 50 км Закат над озером Освея

В этот раз на  финальном маршброске  по шоссе Шери даже не пришлось везти в рюкзаке.
Не отставала,  иногда вылетала вперед, сил хватало срываться  в поля в погоню за дичью.
Кстати, зверья в районе   Освеи — огромное количество — за сетчатым забором пасутся несчетные стада оленей. И даже не за забором.. — шоссе перед самым носом перебежало стадо косуль? голов в 15. Шерри заметалась, но потом поняла, что это перебор…)

На перроне в Полоцке меня встретили… делегация трудящихся с цветами  Саня с велосипедным колесом под мышкой.
Подшипник «полетел», велосипед стал колом —  пришлось спрятать его в лесу и еще 20 км пешком «гулять» по трассе . Автостоп сработал только под  самым Полоцком. Соответственно, опоздал на Гомельский поезд,  и мы  вместе поехали в Минск. Как водится, заеб усталые, но довольные..
Судьба видно была такая — как стартовать, так и финишировать вместе))

...........

P.S. Спасибо, как говорится, за внимание...
Если понравилось, можно подписаться на мой ТГ канал https://t.me/kir2003_site
Если, конечно, вы уже не там)
Также есть страничка в Контакте https://vk.com/id608851795
И даже в Фэйсбуке https://web.facebook.com/kirtikhom

Абзац добавлен автоматически, если по каким-либо причинам неуместен в данном тексте, приношу извинения.

Комментариев: 7
  1. Кирилл, спасибо что не ленитесь снимать эти фотографии и описывать свои приключения. После каждого прочтения отчёта — как сам побывал.

    • Очень приятно, что и отчеты о рядовых в общем-то поездах (не только о Путоранах), кому-то интересны))) Еще раз спасибо!

  2. Спасибо)
    Только чего же здесь героического?
    Рядовая прогулка для поддержания формы и поднятия настроения)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.