ВелоСОЛО Юховичи-Езерище 06.15

Иногда в походной жизни наступает затишье, а вместе с ним  мутная тоска не заставляет себя ждать. Такая, что даже что-либо планировать не хочется…
Выход из этого замкнутого круга один – вытолкать себя куда-либо «через не хочу».

Так, через не хочу,  я и собирался в этот летний «купательный» велопоход,  который должен будет соединить воедино все разведанные ранее места на границе Псковской и Витебской областей. Он обещал быть особо «купательным», так как стояла жара и озер на маршруте было  в избытке, а также особо»продирательным» — поскольку я  проложил через трек через особо глухие «белые пятна» заброшенного пограничья .

Если посмотреть на довоенную карту, то край этот покажется населенным и обжитым.
Плотно разбросаны хутора, есть и деревни покрупнее, между ними поля и дороги.
Во время Великой Отечественной  ожесточенные бои прокатились по этим местам сначала с запада на восток, потом в обратном направлении, кроме того, здесь было активное партизанское движение и, соответственно, карательные операции.
В результате на карте 70-х годов обозначена едва ли половина деревень от довоенного количества.  И множество постепенно разрушающихся братских могил и памятников
сожженным деревням неожиданно проглядывают сквозь заросли.

А сейчас от той половины выживших и восстановленных деревень осталась одна треть, да и та обречена…  В единичных жилых избах доживают свой век старики. И иногда  городские, родившиеся в этих местах, превращают их в летние «дачи»..
Как насмешка, стоят в бурьяне никому не нужные телефонные кабины, установленные в последнее десятилетие. Кажется, что никому эти земли не нужны..
Только любителям гухомани, таким, как мне, здесь раздолье..

Заброска, день 1-ый

Ветка на Юховичи, брод через Черепетицу, оз. Девицы, д. Старая Пустошка, оз. Братиловское, д. Утуга, оз. Белое

До Юхович, деревни на границе с Россией, еду на автобусе Минск-Петербург (который следует через Себеж). Билет официально до Полоцка, а дальше  — как договоришься с водителем.
Забрасываюсь так во второй раз, договориться получается поэтому достаточно непринужденно.
Пол 12-го ночи выгружаюсь из автобуса  и знакомыми лесными дорогами, проложенными по бывшей железнодорожной ветке, быстро оказываюсь на высоком берегу реки Черепетицы, над бродом, разведанным во время ноябрьской покатушки. Хорошее место для ночевки!

В иссушенном за месяц без дождей сосновом лесу костер разжечь не проблема – проблемой оказалось его потушить..  Видимо, осталось трухлявая головешка и подожгла сухой мох.
Ночью  проснулся от всполохов огня, освещающих стенку палатки. Выскочил —  огонь горел вовсю, активно распространяясь в сторону  сухих, как порох, елей. Еще б пара минут, и страшно представить, что бы произошло… Не хватало еще стать виновником лесного пожара!

Утром перебродил  Черепетицу, сейчас брод был по колено, попутно окунулся и двинулся по знакомой узкоколейке.
Когда едешь во второй раз, расстояния кажутся, как минимум,  раза в 2 короче, да и эмоций гораздо меньше. Посему путь до протоки из озера  Девицы почти не отложилась в памяти.
Дальше по совсем заросшему  участку бывшей «железки»  продираться  не стал, а решил познакомиться с озером — на перекрестке лесных дорог повернул на юг.

По узкоколейке к озеру Девицы

Непроезжая дорожка вскоре вышла из леса на холмы, потонув в зарослях трав. Внизу засинело озеро Девицы.
Оно когда-то было окружено деревнями, а теперь  вместо них — зеленые пустоши, расцвеченными  белым дудником и фиолетовым люпином.
В июне трава еще мягкая, не хватает за ноги, не путается в колесах, идти легко.  Вскоре я оказался  у единственного дома с пасекой, оставшегося от деревни Девицы.
В траве выкошена тропа, сбегающая с холма к заросшим берегам. Здесь, похоже, единственный подход к воде.
Полдень, жара достигла предела — градусов под 30 – пока сложно к ней привыкнуть.
Купаюсь, чтобы привести себя в чувство, но хватает этого недолго.

Из  деревни Девицы за мной увязались стая оводов.
Они легко обгоняли меня, как бы я не разгонялся, а стоило остановиться, накрывали жужжащим облаком. Солнце палило, проспект бывшей железнодорожной ветки на Старую Пустошку  был раскатан в песчаную пыль, в которой вязли колеса…
Ни о каких поисках заросших дорог на озеро Черное уже не думал — хотелось  тени, воды и ветерка, чтоб сдул оводов…
Да и отворотов явных на восток не заметил, посему оказался, в конце концов, в Старой Пустошке.  Совсем недавно, в советские времена,  в ней было за сотню домов, клуб и библиотека.
Сейчас  развалившиеся избы уже не видны из  кустов, или стоят среди зарослей сорной травы с  заколоченными или настежь раскрытыми дверями… Лишь несколько дворов с признаками хозяев.

В поисках колодца зашел на один из таких —  висит бельё, ухоженные  грядки, разложена  утварь…
Колодца не видать, обитателей тоже…
Робко, боясь потревожить  мертвую полуденную тишину,
-Ээээ, день добрый..!
Тишина.
Я уже повернулся и собирался уходить, когда за спиной раздался  бодрый женский  голос:
«- Молодой человек, а что это вы здесь делаете! Вокруг дома молча ходите, у нас так не принято!»
На крыльце стояла женщина, не молодая, и не старая. Говор явно не деревенский, поставленный,   как со сцены.
-Здрасте.. мне бы воды! — промямлил я.
Женщина быстро сменила настороженность и возмущение на живой интерес: кто, да что, да откуда, да зачем!
Я же, сидя на крыльце, обнаружил, что неожиданно материализовалась моя мечта о теньке и ветерке, достал из рюкзака кольцо колбасы, и принялся жадно ее есть, запивая принесенной водой.
Это зрелище умилило хозяйку.
— Ой, проходите Кирилл, я вас угощу!
Я отказываться не стал, по крайней мере, ехать дальше сейчас точно не хотелось…
Тем более, моя новая знакомая оказалось очень интересной собеседницей.
-A вы, наверное, из Питера? — спросил я.
-Да, точно!
-А по профессии?
-А вы, Кирилл, как думаете?
-Ну…, или актриса, или руководитель!
-Угадали, два образования — режиссёр и управленец!
В уютной комнате за столом с белой скатертью я угощался: чаем, творогом, конфетами, щукой.. вареньем из ревеня и опять чаем.

А хозяйка все более расцветала рассказывала, рассказывала….
Что родилась и росла здесь, пока не поступила в Ленинграде. Что после смерти матери часто приезжает сюда и живет по несколько месяцев, даже зимой,  общаясь лишь с несколькими старушками, как на острове..
Рассказывала про  Старую Пустошку, которая как таковая возникла только после войны, когда множество сожженных хуторов не стали восстанавливать, а расчертили кусок поля параллельными улицами на месте одноименного фальварка.
Про бывшую железную дорогу Себеж-Россоны, на которой и стоит деревня. Ее   построили во время первой мировой… про то, как помещик, владевший именем на берегу озера Нищи,  профинансировал строительство станции на противоположном берегу, чтоб ветка не шла по его земле.
И про то как немцы, отступая, специальным плугом навсегда уничтожили эту железную дорогу, уже порядком попорченную во время многочисленных диверсий партизан.
И как лучше проехать к озерам Братиловскому, и где лучше искупаться…
Говорила она практически непрерывно, я же непрерывно ел и пил, потом стал потихоньку оплывать на стуле.
-Ой, Кирилл, что это  с вами!
-Если я сейчас не поеду, то засну!

Итак, проведя часа 3 в милой компании, я таки заставил себя встать и попрощаться.
Повязав на голову подаренную на прощанье косынку, покинул гостеприимный дом, покрутил педали дальше… и обнаружил что все разительно поменялось в лучшую сторону.

Гнетущая  жара превратилась в просто жаркую летнюю погоду, по которой особо приятно купаться.
Оводы стали менее назойливым и особо не докучали.
А впереди ещё было много светлого времени, в которое наверняка уложится множество дорог, троп и разнообразных озёр.
На первое из них — маленькое, овальное, в обрамлении верхового болотца, с коричневой как крепкий чай торфяной водой, прогретой сверху, холодной у дна — заехал по совету своей новой знакомой – мол, всегда ходили на него купаться.

Попробовал подойти к Утуге — уткнулся в заросли, лишь сфотографировал ирис.
оз. Черное

Далее выбрал  хорошую «боровую», как здесь говорят, дорогу, ведущей сосновыми борами с юга от речки Утуга…
Озеро Черное засинело издалека между стволов сосен. Непонятно, чем оно обязано своему названию.  Вода в нем прозрачная, дно песчаное, берега — высокие светлые сосновые гряды , покрытыми сплошным ковром нежно-зеленого молодого черничника..
Затем миновал знакомое по недавнему водному походу по речке Утуга озеро Братиловкое, проточное, с характерной речной водой — чуть более рыжей.
Стоит ли говорить, что в каждом озере искупался, и из каждого напился.

Потом дорога спустилась в смешанные леса, повела зеленым тоннелем,  наполненным влажным запахом настоянных трав. Вместо обещанной прогнозами грозы накрапывает мелкий легкий дождь , но и он освежает и радует.

Знакомый перекресток: налево — деревня Утуга,  направо – Горелики, от которой остались лишь бурьян, да кладбище с памятником. За Гореликами — бывший хутор Минин Стан – холмистая пустошь среди болот. Там дорога и заканчивается, и там же, я когда-то заблудившись, ночевал в перелеске.

Поворачиваю налево. Через некоторое время проселок выбирается на холмы, покрытые зелено-бело-фиолетовым ковром — бывшие поля, под старой березой полуразрушенный мемориал, неизвестно уже какой погибшей деревне, а вскоре за ним — деревня Утуга. Жизнь в ней теплиться — наберется с десяток жилых домов…
Места по-прежнему знакомые. Может стать  на поляне перед мостом на одноименной речке, откуда мы с Димой Можейко начали сплав год назад…?

Но до темноты время есть, сил хватает.. А почему бы не попытаться найти дорогу к озеру Белому, истоку Утуги.
Несмотря на маленькое расстояние — всего 3км, это не так просто.
В 2006 году  в пешем ноябрьском походе мы с трудом пробрались болотами по азимуту. Вел тогда не я, и в памяти мало что отложилось.
В сентябре прошлого года  со стороны  озера Белого подходящего поворота я не заметил.
Но сейчас я с навигатором с загруженной генштабовской километровкой — как раз задачка для него.

Чуть в стороне разыскал маленькое озеро Кобылино, спрятанное в глубокой котловине и
окруженное плотной стеной деревьев. Едва заметная тропинка подходит к кочке у кромки воды. Глубина с головой от самого берега, удивительно прозрачная и свежая вода.

Дорога, пунктиром ведущая на карте к озеру Белому, предсказуемо заканчивается вырубкой и заросшими пустошами давно исчезнувшей деревни Рудня.
Дальше, судя по карте, дорога пресекала  ручей, должны быть какие-то следы моста или брода..
Полазив по «джунглям» вдоль ручья, действительно обнаруживаю следы моста, на котором буйно растут травы и кусты.
Дальше проще – луг с травой-муравой, опушка смешанного леса, а в глубине его — подобие коридора между деревьями, с зарослями папоротника, скрывающими остатки колеи…

В полосе темного  ельника, зажатой между верховыми болотами, следы дороги окончательно пропали, впрочем здесь хорошо шлось и без нее.
Я подумал, что дело сделано, решил  потренировать «чуйку» и сэкономить батарею, и выключил прибор.
А зря — все стало гораздо менее очевидно. Стал ходить кругами, тыкаться в непонятные болотины… Но так или иначе, потратив на несчастный километр порядком времени и сил, все-таки оказался на  озере Сухом.
Очень симпатичном. С 2-х сторон к нему подступает плоское верховое болото с карликовыми соснами, с востока высокая гряда, круто спускающаяся к воде,  на севере  подходит пологий склон с редким бором. Здесь и  расположена уютная стоянка, с твердым берегом под почти газонной травкой.
По песчаному дну захожу в прозрачную воду, смываю с себя раздавленных комаров, пот, прилипший лесной мусор… усталость хорошего ходового дня.

Время – 10 часов вечера.
На автомате развожу костер, благо для этого достаточно бросить спичку, также машинально ставлю палатку…
Так закончился первый день, а впереди  ещё два.

Спрятавшийся мост
Вот такая «дорога»
оз. Сухое

 

День 2

Оз. Сухое – д. Лашково – д. Клиновое – д. Ерастовка – переправа через протоку Глыбы-Дрыссы – оз. Белое

С утра я достаточно быстро доехал лесными дорогами до д. Лашково на южной оконечности оз. Язно, искупавшись по дороге в очередном «глухом лесном» озере Обеж.
Пересек полосу асфальта пустынной дороги Россоны-Невель и  решил  попробовать проехать из деревни Клиновое одной из двух проселочных дорог , нарисованных на генштабе — либо в сторону озера Ямно, либо на деревню Ерастовка.

Первая дорога быстро закончилась сенокосом с большой разлапистой ивой на пригорке. На иве кем-то была оборудована смотровая площадка. С неё открывались такие «впечатляющие» перспективы на заросшие пустоши и непролазные  перелески, вкупе с полным отсутствием следов какой-либо деятельности человека, что я не долго думая, развернулся и поехал обратно.
Оставалась второй проселок, на восток, в деревню Ерастовка, но следов его я также не обнаружил.
Но проезжая мимо одного из немногих жилых домов, разговорился с местными жителями. Они были рады случайному путешественнику,  горячо рассказывали о родных местах:
-Да, на Ерастовку 20 лет назад была дорога, начало вон за тем домом..

Что делать! Преодолев сомнения, пошел–поплыл по пояс в траве по заросшим косогорам, с
велосипедом на плече.
Благо трава еще мягкая — не успела огрубеть, да солнце жарит меньше, чем накануне, да оводы с комарами не такие наглые!
Местность на самом деле необычная и замечательная в своем роде!  Холмы, покрытые морем разнотравья в рост человека с цветными островами из белых зонтов дудника и фиолетовых стрелок люпина. На склонах разбросаны перелески с непролазным смешанным лесом.
В распадках — болота, заросшие осокой, кустами или залитые водой, соединенные протоками с бобровыми плотинами.
Ну и опять же, ощущение полного отсутствия человека – ни полей, ни сенокоса, ни дорог,
только лежки зверей в густой траве!

Колеи  уже не осталось,  зато осталась логика давно исчезнувшей дороги, которая шла лугами по верху гряд, нащупывала перешейки между болотинами, читалась провалами в стенах перелесков…
Постепенно я стал ее чувствовать, но все равно, без навигатора с  картой генштаба  можно было бы «гулять» до бесконечности, упираясь то в залитое болото, то в стену «хмызняка»…
Очень радовали хоть какие-то свидетельства былого: бетонная труба – остатки моста, несколько раз проглядывающая колея, кусты шиповника на месте хутора.

6 километров отсчитывались медленно, но уверенно.
И вот, как приз, желтая песчаная дорога на месте исчезнувшей Ерастовки, ведущая в нужную мне сторону – на юг, в направлении озер Дрыссы, Глыбы.
Дорога плотная, не разбитая в вязкий песок — можно разогнаться, что особо приятно после того, как несколько часов нес велосипед на плече.
Дорога входит в спелый лес…  Там  хорошо — душистый смолистый воздух полян разогретого бора, влажная прохлада  темных низин с еловым лесом…

Очередная мини-задачка — найти проселок, по которой прошлым сентябрем пробирался в леса на на севере от озер Глыбы-Дрыссы.
Тогда-то я без проблем пересек очередной «затерянный мир» заросших холмов и болотистых распадков по явной колее.
Но в этом году некий добрый человек на тракторе  проехал только пол-дороги — до братской могилы,  после чего уткнулся в болото и развернулся.

Ну что ж, надо опять доставать ЖПС, вел закидывать на плечо, и брести вперед по бездорожью! Лабиринт болот и перелесков все норовит увести в сторону — приходится возвращаться и в который раз пытаться разгадать пресловутую «логику» дороги.
Наконец, показывается опушка соснового леса,  виден проход между зелеными пятнами болотин, туда и ведет дорога на экранчике навигатора.

Прорвался, поздравляю! Что дальше делать?
Накануне была спонтанная идея переправиться через речку Ущу,  попутно заглянуть на
группу озер Белое-Беленькое-Черное-Черненькое. Правда,  непонятно, как к реке подойти, и что там за берега, да и как потом, переправившись, выбраться на дорогу…

Пожалуй, на сегодня зарослей хватит — я меняю планы на менее радикальные…, но от переправы не отказываюсь.
Боровой дорогой выезжаю к протоке между озерами Глыбы и Дрысы. Метров 20 шириной, на месте старого моста  торчат сваи. Как и 20 лет назад, когда я был здесь в детстве в походе с отцом…
Условия идеальные для тренировочной переправы — песчаный пляжик с обеих сторон, рядом сосновый лес к обилием поваленных деревьев.
Подбираю 4 сушины метра 2 длиной, кое-как перевязываю веревкой — плот готов. Буксирую его на противоположный берег 2 раза — сначала с великом, потом с рюкзаком.

«Рвать» дальше или нет?
Пожалуй, на этот раз можно и расслабиться!
Подремал, попил горячего чаю,  решил далеко не ехать. Переночую на одном из  озер парочки Белое и Черное, которые прячутся в лесах с юга от озера Дрыссы.

Озеро Черное лежит в центре верхового болотца — я  мельком увидел его с гряды по которой шла дорога.
Белое же оказалось  в высоких крутых берегах с сосновым и еловым лесом. То чт онадо — глухое и уютное — один подъезд с севера, одна  маленькая стоянка.., дальше тропка вдоль берега ведет к подобию мостка из поваленных бобрами деревьев.
Здесь я и расчистил еще меньшую полянку, для своей маленькой палатки и костерка…
Искупался в прозрачной и свежей воде, поужинал и лег засветло спать
Заходящее солнце золотило стену леса на противоположном берегу, вечер одного из самых длинных дней в году еще долго не переходил в ночь….

День третий.

 Оз. Белое- д. Перевоз.- ст. Железница- д.Ордово –ст.Езерище

Жара, с которой начался поход, окончательно ушла.
С северным ветром пришла прохлада, воздух стал свежим и прозрачным. Синева неба в  зените была такой же насыщенной и густой, как зелень июньской листвы, свет слепящим, тени почти черные.
Что способствовало хорошему самочувствию и настроению, несмотря даже на севшие батарейки в фотоаппарате.
И, как результат, хорошей скорости.  Проскочил добротный мост через Дрыссу и крайнюю белорусскую деревню Перевоз, образцовой  лесной дорогой докатил до российской деревни Залоги.
По асфальту трассы Невель-Туричино сгонял до моста через Ужицу, речушке, по которой еще не сплавлялся. Шириной она лказадась метров в 5, сплошь покрыта листьями кувшинок, глубина по пояс — плыть можно.

Сравнительно обжитыми местами двинулся на юго-восток, нацелившись на станцию Железницы на железнодорожной ветке Полоцк-Невель.
Единственный курсировавший здесь дизель отменили. Рельсы прихвачены ржавчиной, от станции остался только столб с табличкой «Остановка локомотива». Декоративные кусты, когда-то окаймлявшие платформу, разрослись, образовав настоящую стену.
Продравшись через нее, я опять с ветерком покатил по разнообразным лесным дорогами в направлении деревни Ордово.

В который раз знакомые места — катался здесь в сентябре 2013 года. Только на этот раз  перед самой деревней, за мостком через Воружу, мне не пришлось тащить велосипед через заросли травы в рост человека — очень кстати проехал трактор… или УАЗик, оставил колею.
Из деревни Ордово, от которой сохранились лишь полоса асфальта и кладбище, в направлении озера Ордово нарисованы на генштабовской карте 2 дороги. По одной из них весной этого года проехала компания велосипедистов с poehali.net, о чем душевно рассказано в блоге Татьяны Боровцовой.

Начавшаяся за кладбищем колея быстро заглохла в зарослях  и никаких перспектив не обещала. Вернулся, поискал безрезультатно альтернативы,  помедитировал над картой.. — эта ТА дорога, вариантов нет. Раз они проехали, то и я проеду..

Сунулся во второй раз, полный решимости прорваться…
После заросших пустошей начался лиственный лес, где, несмотря на высокую крапиву, даже можно было ехать, в особенности, если убедить себя что крапива, хлещущая по рукам — это полезно.. А потом ольшанник сменился  темным плотным ельником и дорога проявлась в нем, как на фотопленке. А потом и вовсе повела  сосновым бором ровной твердой колеей.
Бор опять сменили луга и перелески, признак того, что скоро будет очередная немноголюдная деревня Кармалинец… А за ней опять начались  знакомые места до Езерищ — конечного пункта моего маршрута.

Из многочисленных лесных дорог выбираю те, что коснуться наибольшего числа озер.
Протяженное озеро Ордово с множеством стоянок , уютные Тоболы, озера Двойчатки — как две сардельки с полоской суши между ними.
Огибаю озеро Черное с юга, и выхожу к деревне Сурмино на озере Белом. Уже 4-ая пара озер с названиями Черное-Белое за этот поход! Аккуратные выкосы, мостки, баньки, длинная песчаная мель, прозрачная вода — купаюсь крайний раз в этом походе.

Через час я уже в Езерищах — тихом приграничном городке, на вокзальчике уже ждет дизель до Витебска.

...........

P.S. Спасибо, как говорится, за внимание...
Если понравилось, можно подписаться на мой ТГ канал https://t.me/kir2003_site
Если, конечно, вы уже не там)
Также есть страничка в Контакте https://vk.com/id608851795
И даже в Фэйсбуке https://web.facebook.com/kirtikhom

Абзац добавлен автоматически, если по каким-либо причинам неуместен в данном тексте, приношу извинения.

Комментариев: 2
  1. Доброго дня, Кирилл!
    Отличная прогулка. Я хотел пройти пешим маршрутом через оз. Ямно на Ерастовку и Клиновое,
    но один не решился. А Вы один ходите? Круто, молодец. Наверно все же выберусь весной 2018 года.
    Я из Новополоцка, Витебская обл.
    С уважением, Павел.

    • Приветствую! Спасибо.
      Да, я очень часто хожу один. Когда не надо ни на кого оглядываться, чувствуешь особую свободу. И мыслей в голове много рождается…

      З.ы. Зачем же ждать весны? Достаточно окончания комариного сезона)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.